Зеленчукские храмы или Нижне-Архызские храмы - три христианских
храма, построенных в X веке, расположенные в ущелье реки Большой Зеленчук на
территории Нижне-Архызского городища - предположительно столицы древней Алании
(Аланского государства), г. Маас - сейчас поселок Нижний Архыз.
Северный храм служил кафедральным собором Аланской
епархии в X-XIII вв.еках нашей эры. Сложен из песчаника. В плане имеет форму
креста. Длина храма без притвора составляет 21 метр и равна высоте, ширина - в
два раза меньше.
Часть фресок в конце XIX века зарисовал Д. М. Струков
(довольно плохо), рисунки хранятся в архиве ИИМК, до нашего времени фрески не
сохранились, за исключением орнаментов на откосах алтарных окон. Фрагменты
древней штукатурки, уже без красочного слоя, были сохранены при реставрации по
всем стенам храма. Возможно, остатки росписи имеются и в барабане, но,
вероятно, они покрыты высолами и снизу не просматриваются.
Согласно версии В. А. Кузнецова, скорее всего, этот
храм воздвигнут здесь первым в 914-916 гг. и был посвящён св. Николаю
Чудотворцу.
В храме находились: единственная на Северном Кавказе
древняя крещальня, алтарь, три бывших захоронения у южной стены.
Средний Зеленчукский храм сложен из песчаниковых плит
на известковом растворе. Полная высота храма соответствует его длине, а высота
окон барабана равна радиусу купола.
Во второй половине XIX века на территории
Нижне-Архызского городища был основан православный мужской Александро-Невский
монастырь. В 1897 году монахи восстановили Средний храм, освятили его в честь
Троицы и проводили в нём богослужения.
Согласно А. А. Демакову и И. Л. Чумаку, этот храм был
заложен в праздник Преображения и посвящён Христу Спасителю. Датируется первой
четвертью X века.
Южный Зеленчукский храм - небольшой по размерам храм:
6,16 на 7,7 м. Построен в IX-X вв.еке, позднее перестроен уже в русском стиле.
Согласно версии А. А. Демакова и И. Л. Чумака этот
храм был посвящен св. пророку Илие. В 1991 году храм был освящён как Ильинский
и в настоящее время является действующим православным храмом.
Шоанинский храм - христианский храм, возведённый в
первой половине X века на территории современной Карачаево-Черкесии. Расположен
на юго-восточном отроге горы Шоана, на левом берегу Кубани, в окрестностях села
им. Коста Хетагурова, в 7 км к северу от города Карачаевск. Шоанинский храм
является ныне действующим.
Христианский храм был построен в византийском стиле в
первой половине X века. Он представляет собой трехапсидное и трехнефное
купольное сооружение с четырьмя квадратными столбами.
Скала, послужившая основанием для храма, была неровной
и не могла вместить все сооружение. Прежде чем строить храм, с западной стороны
пришлось пристроить к скале искусственную платформу и уже на ней ставить
здание. Кладка подпорной стены заметно отличается от кладки храма: камни в ней
мельче.
Длина здания равна его высоте и составляет 12,9
метров, ширина - 8,9 метров. Никаких признаков архитектурного декора нет, как
нет и следов былой фресковой росписи. Единственным декоративным элементом
здания служит восьмигранный барабан с узкими окнами, украшенный выступающим
карнизом и аркатурным фризом с пятами.
Собор Святой Софии в Новгороде был построен в
1045-1050 гг. по приказу новгородского князя Владимира. Собор был выстроен из
тесаного камня и тонкого кирпича и изначально был нештукатуреным, отчего его
бело-розовые стены выглядели очень живописно. Об этом можно судить по фрагменту
кладки в юго-восточной части стены, специально расчищенной от штукатурки
реставраторами.
До каменной Софии в Новгороде был деревянный Софийский
храм, дубового «о тринадцати верхах», выстроенный в детинце в 989 г. Он стоял
не на том же месте, что и нынешний собор, а на месте другой церкви, Бориса и
Глеба. Ученые считают, что деревянный храм сгорел уже во время строительства
нового каменного, и долгое время его место стояло пустым.
Строителями Софийского собора в Новгороде были киевские
мастера, выстроившие храм по образцу Софии Киевской.
Огромное слегка асимметричное здание собора увенчано
шестью массивными куполами - центральным пятиглавием и отдельной главой над
четырехугольной пристройкой, внутри которой проходит подъем на хоры, где во
время службы размещалась новгородская знать. Стены собора разделены простыми
строгими лопатками. Первоначально собор окружали открытые и крытые двухъярусные
галереи, позднее заложенные и превращенные в закрытые части храма.
Снаружи храм смотрится настоящим исполином. Внутри же
его пространство разделено расписанными столпами на небольшие части, высокие и
узкие, отчего кажется, что в соборе очень тесно. И только у самого иконостаса
становится просторнее. Росписи в соборе многократно поновлялись и
переписывались, однако уже в ХХ веке реставраторам удалось открыть ряд фресок -
современниц собора. Так, сохранилась под слоями позднейших росписей фреска
«Константин и Елена» XI века в южном притворе, а в центральном куполе были
обнаружены и расчищены фрагменты росписей XII века.
Центральный собор Великого Новгорода исполнял не
только богослужебные функции. В соборе, в его огромных подземельях, хранилась
городская казна и многочисленные сокровища самого собора. Сохранилось, к
сожалению, очень мало - соборную ризницу неоднократно грабили, в том числе и
«новые хозяева» - большевики, - и фашисты во время оккупации.
Собор с самого момента постройки использовался также и
как усыпальница новгородских князей и высшего духовенства. В самом соборе стоят
раки с мощами святых - новгородского князя Владимира Ярославича, храмоздателя
собора, его матери княгини Анны, бывшей принцессы Ингигерды, святителя Иоанна,
архиепископа Новгородского, и князя Феодора Ярославича, брата Александра
Невского.