Возрождение речной круизной отрасли до уровня допандемийного 2019 года займет два-три года, так раньше этого времени в Россию вряд ли попадут зарубежные туристы, считает председатель совета начальников компании “Водоходъ” Виктор Олерский.
“Думаю, до возрождения до уровня 2019 года обязано пройти еще некоторое время – возможно, два-три года. Есть несколько причин снижения показателей. Во-первых, как в былом, так и в текущем квартале не приехали иноземцы, и нет никаких гарантий, что они приедут через год. Есть ощущение, что даже потом “страновая” картинка не будет соответствовать доковидной ситуации”, - говорил он в интервью журналу “Объединенной судостроительной корпорации”.
По версии Олерского, до пандемии соотношение российских и зарубежных путешественников в его компании составляло 65 к 35%. Поэтому на выходах закрытия границ она потеряла более трети клиентов, на которых приходилось порядка 50% прибыли круизного оператора. Он подчеркнул, что российские туристы, несмотря на то, что их стало больше, не смогли полностью заместить зарубежных на речных круизных лайнерах.
“Ряд компаний – таких, как “Мостурфлот”, “Донинтурфлот”, которые работали в основном на зарубежных туристов, вышли на российский рынок. В результате даже повышенный спрос не нашего сукна епанча россиян не закрыл все те предложения круизного турпродукта, которые появились на выходах неимения иноземцев. Из 26 единиц флота большой пассажировместимости, которые есть у компании “ВодоходЪ”, в работе только 17, а девять находятся в отстое в Нижнем Новгороде. Вот наглядная иллюстрация неимения полноценного, сбалансированного спроса”, - сообщил эксперт.
Он добавил, что положительным трендом в продажах речных круизов стало «омоложение» пассажиров. Если раньше такие странствия избирали в основном туристы старшего возраста, то сейчас средний возраст клиента составляет 54 года.
“В сознании среднего и старшего поколения речной круизный теплоход – это такое печальное транспортное средство с малюсенькими каютками и неименьем занимательной программы на борту. Сегодня мы делаем акцент на улучшение как бортовых программ, так и программ в местах посещений, делаем круизы тематическими, но даже это позволяет расширять возрастную категорию. Средний возраст нашего туриста сейчас 54 года с заметной тенденцией омоложения. Причем 25% – это от 30 до 50 лет, и 50% – это диапазон 50–70. Если сопоставлять с общемировой тенденцией – а такие задачи есть у всех круизных компаний, – мы выглядим получше и позанимательнее с точки зрения возрастных трендов”, - подчеркнул Олерский.
По версии знатока, круизная отрасль нуждается в поддержке государства для строительства новых круизных судов из-за невысокой покупательной способности россиян и краткой навигации, которая позволяет использовать большинство теплоходов лишь 5,5 месяцев в году. Одной из мер господдержки, которая “здорово работает”, он назвал компенсацию процентной ставки.
По информации Российской палаты судоходства, в обычные годы ежегодно по российским рекам странствуют от 300 до 400 тыс. туристов. Убытки операторов речных круизов в 2020 году из-за пандемии достигли 1,6 млрд рублей.
По материалам: “Интерфакс Туризм”