Ораниенбаум - ныне город Ломоносов - единственный сохранившийся в своем подлинном виде дворцово-парковый ансамбль XVIII века, в 2011 году отметил свой 300-летний юбилей. В отличие от всех остальных царских резиденций в пригородах Санкт-Петербурга, ему удалось избежать разорения и разрушения в годы Второй мировой. Дворцово-парковый комплекс Ораниенбаума состоит из трех частей - ансамбля Большого Меншиковского дворца, Петерштадта и Собственной дачи.
От ст. м. «Автово» на маршрутках № 424А, 300 или 404, на автобусе № 200 до конечной остановки. На экспрессе «Автово-Ломоносов», который движется по кольцевой автодороге.
От ст. м. «Балтийская» на маршрутке № 404 или на электричке с Балтийского вокзала.
На пароме Санкт-Петербург - Кронштадт - Ломоносов.
Парк открыт ежедневно с 9.00 до 20.00, вход 40 руб., после 17.00 - бесплатно. Музеи работают летом с 10.30 до 18.00 все дни, кроме понедельника; зимой - только по субботам и воскресеньям с 10.30 до 17.00.
Дворец Петра III - 100 руб., павильон «Каменное зало» - 80 руб. Все цены указаны на октябрь 2011 года.
Китайский дворец закрыт для посещения до весны 2012 года, а музей в Большом Меншиковском дворце, напротив, открылся после реставрации в сентябре 2011 г.
Большой Меншиковский дворец (1710-1727) - великолепный образец петровского барокко. Его первым владельцем был князь Меншиков, которому было поручено наблюдать за строительством Кронштадта. Над кровлей дворца до сих пор возвышается крохотная башенка-бельведер, откуда Меншиков мог видеть Кронштадт в подзорную трубу. Позже дворец принадлежал Петру III, где он и подписал акт об отречении от престола, а за ним Павлу I и его сыновьям. Перед северным фасадом дворца разбит сад, главная аллея которого словно продолжает лестницу, ведущую к центральному входу во дворец. Этот сад, названный Нижним, - один из первых регулярных парков в России.
Потешную крепость Петерштадт возвели по приказу Петра III, получившего Ораниенбаумскую усадьбу в подарок ко дню своей свадьбы от императрицы Елизаветы Петровны. Здесь были все полагающиеся крепости строения: арсенал, казармы, пороховой склад; игрушечные корабли стояли на воде при впадении реки Карость в Нижний пруд. До наших дней от всей крепости сохранились только Почетные ворота (1757). Недалеко от крепости для Петра III соорудили небольшой каменный дворец, в котором было обустроено всего 6 комнат. Один из углов дворца срезан по дуге, что придает ему необычный облик. Обязательно загляните внутрь, в Картинном зале вывешены более 200 картин, написанных в XVII-XVIII вв., в порядке, продиктованном их цветовой гаммой, а спальня обита когда-то бывшим роскошным китайским шелком с акварельной росписью XVIII века.
К югу и западу от Большого Меншиковского дворца простирается Верхний парк, в котором находятся несколько интересных павильонов и сооружений. Одно из самых примечательных - Каменное зало, предназначавшееся, по всей видимости, для проведения концертов. Сегодня в нем находится выставка парковой и интерьерной скульптуры из фондов музея-заповедника.
Ансамбль Собственная дача императрицы Екатерины II состоит из Китайского дворца и павильона Катальная горка. Китайским дворец стали называть потому, что в его интерьерах были использованы китайские мотивы, и здесь же разместились богатые коллекции предметов, выполненных мастерами из Китая. В нем нет ни одной повторяющей другую комнаты, а паркет XVIII века выполнен по рисункам Ринальди. Шедевром интерьерного искусства по праву считается Стеклярусный кабинет в Китайском дворце. Его стены украшают 12 панно в резных золоченых рамах, на которых по стеклярусной основе шелком вышиты цветы, пейзажи, сказочные птицы, - выглядит все это фантастически! Здание в форме греческого креста на берегу пруда, увенчанное куполом с дымовой трубой, - это Китайская кухня, выстроенная в середине XIX века для Китайского дворца.
Павильон Катальная горка - самый оригинальный проект Антонио Ринальди, не имеющий аналогов ни в России, ни в Европе. Его создание было обусловлено традицией возводить ледяные горы для катания к Масленице. К южному выступу павильона на уровне второго этажа (а его общая высота 33 метра) примыкал деревянный скат. На спусковую площадку выходили с галерей третьего этажа, украшенных колоннадой. Катались на небольших колясках, которые с помощью специальных приспособлений поднимали по боковым колеям. Колоннады и скаты не сохранились до наших дней, а вот внутреннее убранство павильона демонстрирует нам подлинный интерьер середины XVIII века.