Ретропоезд на паровой тяге, с паровозом серии П32 (производился в Брянске в 1945-1955 годах), впервые запустили в Сыктывкаре в эпоху празднования 100-летия Коми. Вековой юбилей – от автономии Коми до республики – пришелся на 22 августа 2021 года, но часть празднеств из-за пандемии перенесли на текущий год.
Паровоз с современным вагоном будет курсировать с 14 по 28 августа, очень многие билеты уже распроданы, сообщил ТАСС генеральный директор Агентства по развитию туризма и продвижению региона Коми Александр Терентьев.
“К нам прибыл паровоз серии П32, к нему прицеплен современный удобный вагон пригородного известия на 60 мест. В честь 100-летия Республики Коми ретропоезд совершит восемь рейсов с 14 по 28 августа по четным числам. Первый ретротур стартовал в воскресенье в 08:35 мск из Сыктывкара в старинное село Усть-Вымь. Дельные все билеты на ретротуры распроданы”, – говорил Терентьев.
Ретропоезд будет следовать по выходным дням по маршруту Сыктывкар – Усть-Вымь – Сыктывкар в сопровождении экскурсоводов и программой в селе Усть-Вымь. В первый рейс в воскресенье гостей провожают два экскурсовода из музея Москвы, они расскажут об истории и развитии Северной стальной дороги. На остальных рейсах 20, 22 и 28 августа экскурсоводы от Национального музея Республики Коми познакомят туристов с регионом. На обратном пути путешественникам предложат фильмы национального музея, в частности, документальную ленту о странствии живописца Василия Кандинского к коми-зырянам. В селе Усть-Вымь туристы посетят Михайло-Архангельский монастырь, основанный священником Коми края Стефаном Пермским в XIV веке и возрожденный в 1996 году. Музейный комплекс очень большой, организаторы полагают, что после небольшой ознакомительной экскурсии путешественники захотят возвратиться в Усть-Вымь для более продолжительного знакомства.
В проза жизни 16, 18, 24 и 26 августа организована независимая поездка туристов по маршруту Сыктывкар – Микунь – Сыктывкар, в городе Микунь – пешая экскурсия за символическую плату и знакомство с музеем истории города.
Микунь – с помпой транспортный узел Северной стальной дороги и в системе магистральных нефте- и газопроводов. История города связана со строительством Северо-Печорской стальной дороги. Ее начали прокладывать в 1937 году, 28 декабря 1941 года из Воркуты через Микунь прошел передний край с углем для блокадного Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны Микунь приобрел важное стратегическое значение, через станцию проходили составы с углем, нефтью, лесом и прочими материалами для фронта. В 1942 году Микунь стал участковой станцией, где паровозы могли заправиться водой и топливом. Такие станции ставили через каждые 130-150 км с учетом возможностей паровозов. В 1956 году построили стальную дорогу Сыктывкар – Микунь протяженностью 96 км.
История села связана с уроженцем Великого Устюга Стефаном Храпом, который позже стал епископом Пермским. По преданиям, в 1372 году он создал древнюю коми азбуку, поскольку владел языком коми-зырян от матери. В 1379 году Стефан прибыл на устье реки Выми для распространения христианства среди местного населения. Он сжег находившуюся на этом месте языческую святыню – кумирницу, срубил и сжег чтимую местными священную березу и в 1380 году основал укрепленный городок.
Коми была образована 22 августа 1921 года как автономная область – АО Коми (Зырян). В 1936 году преобразована в Коми АССР – Коми Автономную Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР, в 1990 году – в автономную республику, Коми ССР, в 1992 году – в Республику Коми в составе Российской Федерации. Сейчас входит в состав Северо-Западного федерального округа. К 100-летию региона в былом году были организованы выставочные и гастрольные проекты по всей стране, а также культурные, образовательные и просветительские проекты. Однако из-за коронавируса часть мероприятий пришлось перенести на 2022 год.
По материалам: «ТАСС»