С 18 ноября 2015 года по 14 февраля 2016 года в павильоне №15 вместе с британским культурным центром Barbican будет организована выставка, посвященная истории анимации. Экспозиция познакомит посетителей ВДНХ с основными именами мировой анимации - от творцов первых черно-белых мультэкспериментов до лидеров новой волны анимационного артхауса. В состав экспозиции войдут наихорошие релизы важных анимационных студий - Walt Disney, Warner Bros., Aardman, Pixar, Ghibli. Выставочный блокбастер центра искусств Барбикан теснее побывал в Рио-де-Жанейро, Мадриде, Детройте, Нэшвилле, Монтеррее и сегодня движется в направлении павильона №15 «Радиоэлектроника». Коллекция необыкновенных достижений мировой анимации, собранная куратором проекта Грегом Хилти, включает большое 150 экспонатов: мультфильмы, выполненные в техниках малёванной, кукольной, пластилиновой, песочной, силуэтной и пиксельной анимации, ротоскопирования, стоп-моушен и театра теней, а также хронофотографии, анимированные комиксы, эскизы, раскадровки и модели персонажей, старинные камеры и кинопроекторы.
«Watch Me Move» познакомит с основными именами мировой анимации - от творцов первых черно-белых мультэкспериментов - Этьена-Жюля Маре, Эмиля Рейно, Сегундо де Шомона и Жоржа Мельеса, до лидеров новой волны анимационного артхауса - Иржи Барты, Патрика Бокановски, Харуна Фароки, Ника Парка, Тима Уэбба, Боба Сэбистона, Ральфа Бакши и многих иных.
Наименование выставки - отмыкающий титр немого «Малыша Немо» Уинзора МакКея. Две минуты без сюжета и текста представляют променад архетипических персонажей - пещерный человек, клоун, принц, принцесса и дракон пробудились к жизни в 1911 году и демонстрируют ее основной признак - движение. «Watch Me Move» - единственная руководство к просмотру экспозиции: умышленно игнорируя хронологией, дробленьем на школы, студии и сюжеты, куратор выставки перемешал имена, стили, техники, эпохи и истории, чтобы устроить парад анимационных образов и открыть новые смыслы в энергии их взаимодействия. В состав экспозиции вошли наихорошие релизы важных анимационных студий - Fleischer, Walt Disney, Hanna-Barbera, Warner Bros., Aardman, Ghibli, Pixar, Tezuka, Shochiku, а также работы современных живописцев мирового уровня, верных нескончаемому потенциалу мультипликации, в их числе - Уильям Кентридж (Йоханнесбург), Натали Дюрберг (Берлин), Франсис Алюс (Мехико), Сяо Фэй (Пекин), Ксиаху Чжоу (Шанхай), дуэт Igloo (Бруно Мартелли и Pут Гибсон), Джулиан Опи (Лондон), Расправа Уокер (Нью-Йорк) и Райан Трекартин (Лос-Анджелес). «Watch Me Move» - призыв увидеть в беспрепятственном потоке сюжетных интерпретаций и авторских визуальных решений портрет коллективного бессознательного, найти «совместный знаменатель» для различных поколений, стран, идеологий и эстетических систем. Десятки модных и экспериментальных фильмов - творческих автопортретов водящих мировых аниматоров - на выставке «Watch Me Move» соединились в подвижное облако мыслей и их визуализаций. Каждый гость увидит здесь объекты ностальгии, захочет остановиться, чтобы поприветствовать ветхих приятелей или завести новые знакомства - как на уличном карнавале в лондонском квартале Ноттинг-Хилл, торжествующем этническое разнообразие и свободу.
Любой из семи тематических блоков выставки призван представить искусство анимации как феномен эмоциональной рефлексии - реакции на исторические травмы, революции технологий, войны идеологий, форсированный ритм обыденной жизни - и как опыт формирования коллективной памяти.
Зал фантомов - необыкновенная кунсткамера, собравшая попытки воскресить жителей доисторической эпохи («Динозавр Герти» Уинзора МакКея, 1914; «Парк юрского периода» Стивена Спилберга, 1993), зафиксировать ускользающую повседневность («Танец «Серпантин» братьев Люмьер, 1897–1899; «Фантасмагория» Эмиля Коля, 1908), придать форму явлениям, которые мы не имеем возможности увидеть («Рождение цветка» Перси Смита, 1910) или не успеваем разглядеть («Взрыв легкового автомобиля» Сесиля Хепуорта, 1900).
Пространство, населенное героями, исследует феномен анимационных селебрити - сверхпопулярных персонажей, чей малёванный быт стал эквивалентом «платиновых» ситкомов («Бетти Буп», «Микки Маус», «Том и Джерри», «Багз Банни», «Флинстоуны» и «Джетсоны»), а позже - опытом открытой социальной критики («Южный парк», «Футурама», «Симпсоны»).
Компактное общество сверхлюдей - героев и злоумышленников, наделенных суперспособностями, - представляет ключевой мотив послевоенной анимации. Так, Халк впервые явился в комиксах Стэна Ли и Джека Кёрби в 1962 году как продукт параноидального восторга пред прогрессом науки периода морозной войны. Все жители раздела - от моряка Попая, находящего нечеловеческую силу благодарствуя шпинату, до «Суперсемейки», демонстрирующей обязательный для всех компот сверхспособностей, - иллюстрируют основное превосходство анимации: «в мультфильмах можно все». Чем крепче колотят Халка, тем крепче он становится, - персонаж, которого полвека назад творцы ассоциировали с Франкенштейном и Големом, стал номером один в списке любимых героев мультсериалов и полнометражных фильмов.
Блоки «Легенды» и «Эпизоды» даны в сопоставлении и призваны, вроде как, продемонстрировать потенциал анимации в деле интерпретации преданий, мифов и сказок («Белоснежка и семь гномов» Уолта Диснея, 1937; «История Рапунцель» Рэя Харрихаузена, 1952; «Голем» Иржи Барты, 1993), с иной - вызвать интерес к мультфильму как прибору анализа и авторской документации исторических фактов («Очаровательности войны» Рут Лингфорд, 1998; «Серьезные забавы» Харуна Фароки, 2009), культурных прецедентов («Заключительный клоун» Франсиса Алюса, 1995–2000; «Приподнятое настроение урожая» Офуджи Нобуро, 1930), а также глубоко собственного опыта живописца или его героя («Винсент» Тима Бертона, 1982; «Сказка сказок» Юрия Норштейна, 1979; «Пляж» Патрика Бокановски, 1992).
«Watch Me Move» иллюстрирует «суперсилу» анимации как вида искусства - потенциальную свободу самовыражения за пределами иносказание. Мультфильмы - способ популяризировать правду в эпоху цензуры и предостерегать повторение трагедий, воспитывая современная разработка. Так, «Кто подставил кролика Роджера» - рефлексия на тему прав трудящихся, «Научные прения»/«Science Friction» - морозной войны, «Снэк и напиток»/«Snak and Drink» - ментальной инвалидности, «Мaus» - манифест антифашизма, «Скотный двор» - антисталинизма, «Бетти Буп» - эмансипации.
Пространство «Формы» готовит интересный экскурс в историю аудиовизуальных экспериментов, исследования различных моделей восприятия, поиска нового выразительного языка, емких метафор и универсальных кодов. Жертвуя убедительным нарративом шедший впрок абстрактных образов и звуков, Викинг Эггелинг, Оскар Фишингер, Фернан Леже, Лен Ли, Жюль Энгель и Гарри Смит творят экспериментальные кинобалеты и колористические симфонии в попытке обнаружить универсальные принципы организации форм, цвета, звука и движения в кадре - аналогично 12 тонам, общедоступным Арнольдом Шенбергом в музыке, и «проуну» Эля Лисицкого - в архитектуре.
Заканчивают выставку фильмы-предчувствия и объекты-концепции - раздел «Мысли» представит мультфильмы нового медли, созданные в финале XX - начале XXI веков и демонстрирующие массовое движение живописцев в сторону выразительного потенциала компьютерных игр и виртуальной реальности. «Трон» (Стивен Лисбергер, 1982), «Жизнь в городе RMB» (Сяо Фэй, 2009), «Материя на колесах» (группа Semiconductor, 2008) и интерактивная инсталляция «SwanQuake: Дом» (Igloo, 2007) приглашают созерцателей «Watch Me Move» в подчеркнуто реалистичный вымышленный мир, шитый белыми нитками в существовании галлюцинаторных джунглей планеты Пандора, и предлагают заблаговременно исследовать подземные миры лондонского Ист-Энда за день до грядущего апокалипсиса.
Двигайтесь в сторону «Watch Me Move» - выставка доставит на верху блаженства созерцателям всех возрастов, развлечет, подарит новые знания и «пробудит к жизни». Испытайте потенциал анимации, уделив экспозиции несколько часов, - мультфильмы уменьшают эмоциональную дистанцию, развивают эмпатию и интуицию. Влезьте убедиться неудобь сказуемый движения и подготовиться к новому этапу - 2 декабря сезон анимации на ВДНХ продолжит выставка «НEреальные герои. Художники и персонажи «Союзмультфильма».
МЕСТО: павильон №15 «Радиоэлектроника».
ВРЕМЯ: с 18 ноября 2015 года по 14 февраля 2016 года с 11:00 до 22:00.
СТОИМОСТЬ: 250 рублей - взрослым, 100 рублей - детям до 16 лет, пенсионерам и студентам дневных форм обучения, благородно - детям до 6 лет, детям-сиротам, детям без попечения родителей, инвалидам, ветеранам ВОВ, многодетным семьям.
ОРГАНИЗАТОРЫ: ОАО «ВДНХ», культурный центр Barbican.
Пресс-служба ОАО «ВДНХ»