36 регионов представили более 50 инвестиционных проектов в Ростуризм для включения в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (ФЦП). Рабочая группа провела отбор инвестиционных проектов на взгляд перспективы и приоритета, а также по поводу соответствия определенным параметрам и требованиям для включения в целевую программу. Впреди – заседание Координационного совета по ФЦП, где пройдет гласование. Мероприятие состоится 3 июня.
Руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов умышленно для сайта «» рассказал про то, как работает ФЦП и что нужно сделать инвестору для того, чтобы его проект получил госфинасирование.
- ФЦП действует с 2011 года. Несколько проектов теснее реализовано. Сейчас в масштабах Программы развития туризма в РФ финансируется 17 регионов. Еще 12 регионов забраны и рассчитывают на финансирование. Программа стала очень модной в регионах. Это разговаривает про то, что сфера туризма в нашей огромной стране развивается прытко, а руководство регионов взирает экономические и социальные перспективы отрасли.
- Какие из 50 новых проектов, представленных в Ростуризм, будут профинансированы?
- У нас достаточа непростой механизм принятия решений в связи с, каким образом финансируются те или другие мероприятия в масштабах ФЦП. Высшего разбора этап – был объявлен сбор заявок, это длилось более месяца. В начале мая нынешнего года этап был завершен. Перед этим прошло заседание Рабочей группы. Все заявки анализировались рабочей группой. Следующий очень исполненный достоинства этап – это проведение Координационного совета. На координационный совет выносятся те заявки, которые рабочая группа посчитала занимательными, перспективными и готовыми к финансированию. Координационный совет состоит из руководителей министерств и ведомств, представителей регионов, знатоков, общественности, людей науки. Уже затем члены Координационного совета голосуют за те или другие проекты.
- Сколько членов Координационного совета участвует в заседании?
- Порядка сорока. Идет гласование, идет видеосьемка, аудиосьемка. Руководители регионов повествуют и мотивируют. Потом все члены координационного совета голосуют. И после этого, благодаря тому что инвестиционный проект набрал определенное количество гласов, можно считать, что он готов к финансированию.
Следующий момент, финансирование возможно осуществлено только в том случае, благодаря тому что на сей конец будет довольно денежных средств, выделенных из федерального бюджета РФ на осуществление целевой программы.
- Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» теснее подверглась сокращению бюджета. Не планируется ли дополнительное секвестирование? Или, может быть, и наоборот, в умыслах увеличение финансирования?
- Когда мы беседуем о целевой программе, нам следует принять во внимание следующие факты. На 2015-2018 годы изначально было запланировано выделить 80 млрд. рублей из федерального бюджета. Увы и ах, они были сокращены до 20 млрд., то бишь практически взяв четыре раза. Это разговаривает про то, каковы у нас возможности на взгляд включения разных мероприятий в Программу и возможности их финансирования в масштабах данной ФЦП.
Но мы с вами видим, что туризм показывает очень хорошие темпы роста и активно развивается, и мы находим, что это нужно будет для нашей страны, оттого что реализуется именно тем импортозамещение.
В части импортозамещения, то как предает Всесветной туристской организации, ежегодно наши туристы увозят за кордон образцово 50 млрд. долларов. По данным за 2014 год – это 50 млрд. долларов, за 2013 год – 53 млрд. долларов. Давайте эти цифры сопоставим. 50 миллиардов долларов – это 2,5 триллиона рублей. Мы должны постоять за то, чтобы веская часть этих денег оставалась в нашей стране. Для этого нам следует творить, совершенствовать нашу туристскую инфраструктуру. Без этого доводить до совершенства внутренний туризм неисполнимо. Так же подобно тому въездной туризм, они ведь рознятся друг от друга только тем, откуда приехал турист – а все другое базируется на той инфраструктуре, о которой мы беседовали.
Стоит задуматься над увеличением финансирования ФЦП. Но пока таких решений нет.
- Какова житейское море ФЦП?
Одной из задач ФЦП было увеличение к 2018 году внутреннего турпотока до 40 млн. человек в год. Наступил 2015 год и показал, что мы теснее превысили целевые уровни. Это разговаривает про то, что туристская отрасль развивается в высшей ступени эффективно, и ФЦП также является эффективной.
Реализация этой программы имела несколько этапов. Высшего разбора этап – никто не желал в нее входить. Регионы в испуге относились к участию в программе. Это объясняется тем, что наша программа является очень трудной, но, не побоюсь этого слова, самой эффективной программой, которая реализуется у нас в стране. Потому что на 1 рубль федеральных денежных средств надобно привлечь 3 рубля внебюджетных денежных средств. Один к трем – данный показатель выполняется.
Требование 1 к 3 не изменилось, даже когда ситуация в экономике нашего государства усложнилась. Более того, сейчас приходим к выводу громадный интерес регионов к вхождению в ФЦП. В рамках Федерального агентства по туризму была создана рабочая группа по контролю за эффективностью использования федеральных денежных средств, выделенных в масштабах ФЦП, контролю за соотношением между федеральными денежными средствами и привлеченными внебюджетными очагами. Мы сталкиваемся с тем чтобы, что различные регионы по-разному на взгляд эффективности работают над освоением денежных средств. Увы и ах, некоторые регионы не эффективны.
Сейчас в программе участвуют 27 регионов России. Всего в большой стране 85 регионов. Значит, треть теснее участвуют в улучшении туристической инфраструктуры. В любом из этих регионов идут мероприятия сосредоточенные на творению туристических кластеров. По условиям вхождения в ФЦП регион обязан доказать, что его кластер реально даст почву увеличению турпотока.
— На какие цели идут бюджетные деньги из федеральной программы? Что строится с помощью внебюджетных очагов?
- Государство вкладывается в обеспечивающую инфраструктуру: дороги, газ, вода, берегоукрепление. А инвесторы строят гостиницы, подъемники, рестораны, спа-центры, т.е. всё то, что можно продать.
- Каковы обыкновенно сроки окупаемости инвестиционных проектов в области туризма?
- У всех объектов окупаемость различная. Нам регионы представляют теснее готовые проекты с показателями турпотока и вероятных прибытков. Понятно, что это расчеты, предположения. Но мы потом анализируем, это проходит публично. Есть Координационный совет, эксперты, представители туриндустрии. Идет общедоступное обсуждение эффективности, целесообразности.
Следует учитывать и то, что с развитием туризма в регионах создаются новые рабочие места, развивается самозанятость и повышается социальная стабильность.
- Инвесторы, которые идут в туристические проекты – кто они?
- В ФЦП участвуют отечественные инвесторы. В главном, с помощью личных, но не заемных средств. Как управляло, это крупные промышленные группы. Для них туристические объекты – это не такие уж великие цифры. Российские инвесторы в своих регионах, как управляло, теснее имеют главный бизнес, и для них это дополнительное вложение капитала.
В стране появляются стратегически думающие инвесторы, которые смыслят, благодаря тому что желаешь получить конкурентные превосходства – выходи на туристический рынок России.
Справка:
В финале мая 2015 года Рабочая группа осмотрела инвестиционные проекты, которые представили следующие регионы: Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Магаданская, Московская, Новгородская, Оренбургская, Самарская области, Республики Башкортостан, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва, а также Забайкальский и Приморский края.Соучастники рабочей группы разглядели также презентации Амурской, Архангельской, Вологодской, Ивановской, Новгородской, Рязанской, Тверской, Ярославской областей, Алтайского, Краснодарского и Ставропольского краев и Республик Адыгея, Алтай, Ингушетия, Кабардино-Балкарской, Марий-Эл, Саха (Якутия), Татарстан, Чеченской, Чувашской.