Глобальный тренд развития туристской индустрии повелевает на то, что путешественники все чаще уделяют основное внимание немассовым форматам, избирая для отдыха уединенные «дикие» места, wellness-программы, пешие и велопрогулки на природе. Они все больше задумываются об экологическом следе своих поездок и о необходимости сохранения естественных достопримечательностей для будущих поколений. Явно, взрыв интереса к внутреннему туризму и к здравому стилю жизни, вызванный пандемией Covid-19, лишь способствует последующему развитию этих тенденций в России.
«Роза Хутор», отвечая на растущий спрос, приступила к созданию в окрестностях курорта сети опорных туристских лагерей. Новые объекты будут размещены в рекреационной зоне Сочинского национального парка и Сочинского государственного заказника и соединены непротяженными путями. При создании новых туристских объектов «Роза Хутор» использует корпоративный зеленый стандарт - «Зеленый код», включающий 18 групп критериев, охватывающих все стадии возведения туристической инфраструктуры.
«Рассчитывая удовлетворить спрос соотечественников на уютное и безопасное странствие в горы, мы работаем над созданьем туристкой инфраструктуры в удаленных и совсем недавно труднодоступных местах. При этом для нас принципиальными являются задачи гармоничной интеграции объектов размещения в натуральные рельефы и защиты естественных достопримечательностей от сопутствующего воздействия. Последовательное внедрение зеленых стандартов позволит нам не только усилить контроль за соблюдением законодательных требований, но также сделать больше, чем требует закон», - заявил Дмитрий Колосов, директор по охране окружающей среды и устойчивому развитию курорта «Роза Хутор».
«Зеленый Код» отражает приверженность курорта принципам минимизации влияния на окружающую среду и сокращения потребления ресурсов при условии предоставления гостям условий для уютного и безопасного отдыха. Роза Хутор делает свой стандарт обязательным для применения в работе курорта, а также для соисполнителей и партнеров.
«Появление нового корпоративного зеленого стандарта, абсолютно, явление на рынке. Вроде как, это очень серьезная заявка на лидерство, вполне соответствующая статусу курорта «Роза Хутор», доминирующего в отрасли, в том числе в области формирования условий для организованного туризма на особо сторожимой естественной территории. В то же время к его содержанию стоит присмотреться и, возможно, провести открытое обсуждение в профессиональном обществе. Это, как мне мерещится, позволит туристской индустрии приобрести более совершенное средство экологического менеджмента», - комментирует Гай Имз, Председатель Совета по экологическому строительству (RuGBC).
Соответствие критериям «Зеленого кода» определяется оценкой по балльной системе, с этой целью выделены специальные индикаторы. Таким образом, разработчик плана туристской инфраструктуры или непосредственно возводящая объект команда получают возможность набрать большее количество баллов с помощью достижения наихорошего результата в конкретных условиях. Например, может быть предложена оптимальная с точки зрения сохранения естественного рельефа схема размещения объектов, сформирован план мероприятий по обеспечению благополучья для диких животных, внедрено инновационное водосберегающее решение или исключено загрязнение при производстве работ и т.д. Итоговые оценки качества результатов определяются символическими уровнями, которые отражают достижения: «Бронза», «Серебро», «Золото», «Платина».
«В свое время мне довелось стоять у истоков мероприятия сосредоточенные на институализации первых зеленых стандартов для строительной отрасли в нашей огромной стране – это происходило на волне инноваций, провожавших подготовку Олимпиады «Сочи-2014». Тем временем Россия впервые углубилась в изучение моделей зеленых стандартов и предприняла системные шаги по их внедрению на олимпийской стройке, а также вложилась в исследование национального зеленого стандарта, закрепленного итого ГOCTом», - отмечает Рашид Исмаилов, Председатель Российского экологического сообщества.
«Вроде как, понятно стремление крупного рекреационного девелопера создать для самого себя уютную экосистему, где и проекты, и их оценка будут располагаться в неких руках, но эта модель закладывает риски – слишком ещё бы утратить объективность и доверие рынка. В этой связи предлагаю затейщикам внедрения нового зеленого стандарта верифицировать его наружней экспертизой», - заключил г-н Исмаилов.
На данной стадии внедрения «Зеленого кода» курорт считает важным его открытое обсуждение в экспертной среде для последующего совершенствования. После тестирования на проектах «Роза Хутор», новый зеленый стандарт может быть тиражирован для использования во всей туристской индустрии России. Приборы такого рода, на взгляд участников рынка, сейчас крайне необходимы отрасли.