23 октября 2015 года в Мраморном замке Русского музея раскрывается выставка «Дмитрий Александрович Пригов: в разговоре с авангардом». Авангард как объект исторической рефлексии, опыт собственного переживания, повод для истолкований и комментариев: это все можно найти в творчестве Пригова – художника, стихотворца и писателя, кого-то из основателей московского концептуализма. На выставке экспонируется около 200 творений 1970-х – начала 2000-х годов из коллекции Русского музея, Государственного Эрмитажа и собрания семьи художника. Некоторые из них впервые представлены в России. Поскольку главным «собеседником» Пригова был Казимир Малевич, на экспозиции – как знак - пребывают и его творения из коллекции ГРМ.
В текущем квартале Пригову исполнилось бы 75 лет. Знаковая для авангарда выставка «0,10», на которой миру был впервые явлен «Черный квадрат» Малевича, открылась ровно сто годов назад. Современное отечественное искусство в различных аспектах сформировано отношением к феномену русского авангарда, и Пригов в этом контексте - одна из важных фигур.
В его рисунках, инсталляциях и текстах необыкновенно неоднократно встречается звезда первой величины Малевича. В масштабной работе из коллекции музея Людвига в Русском музее, названной «Квадрат Малевича», супрематическая первоформа возникает в перспективе газеты «Правда» за 1989 год, причем это вовсе и вовсе не квадрат, а два расплывающихся черных пятнышка поверх текста о насущных задачах перестройки. Таким образом, у Пригова «Квадрат Малевича», вроде как, демифологизируется, а с иной – благодарствуя включенным в композицию словам «ужас», «загадочна», «horror», «mystery» – по-прежнему остается загадочной в искусстве ХХ века.
В серии рисунков фантомных инсталляций «…MALEVIChA» финала 1990-х – 2000-х годов представлены не столько квадрат, но также сапог, чаша, медведь, сон, смерть, дух, веревка, дыра, монстр Mалевича. Белоснежная коробка сценического пространства проталкивается расплывающимся черным пятнышком, на котором во вкусе высвечиваются «удостоверяющие надписи». Черное пятно на белоснежном - именно это прямая отсылка к «Черному квадрату», и непомерная клякса, повредившая яркую перспективу. Фантомные инсталляции окрашены в три метафизических цвета – находящийся под подозрением, олицетворяющий мистику, белоснежный, символизирующий свет, и красный, значащий жизнь, – отличительных, по версии художника, для русских икон и русского авангарда.
Есть на экспозиции и произведения, в каких звезда первой величины Малевича не названо, но внутри них Пригов обращается к опорным для супрематизма понятиям: «пустота», «смерть», «ничто». Они прямо обозначаются на листах и объектах или пребывают в виде совместной мысли. «Ничто» и «Смерть» заключены в консервные банки. Слово «Сумрак» светится в перспективе методично расчерченного черным карандашом абстрактного рельефа.
В диалог с авангардом вступают и созданные в 1970-1980-х годах коллажи и азбуки: они родимы как футуристической, так ж конструктивистской книжке, где слово находит изобразительный характер. В «Рисунках на репродукциях» имена Малевича, Татлина, Поповой, Родченко, Удальцовой, Кандинского проступают в перспективе открыток с воссозданиями пейзажей русских живописцев XIX века. Появляясь над знакомыми от младых ногтей картинами, они так сказать прокручивают вперед временную шкалу, придавая новый смысл ветхим сюжетам. Имена замещают образы тех, кто в собственном творчестве ниспровергал предшествующую традицию. Происходит совмещение несовместимого – рисунка и репродукции, реализма и авангарда. Аналогичный принцип алогизма был изобретен не кем другим, как Малевичем, когда он соединил на холсте корову и скрипку (1913) и включил репродукцию Джоконды в свое «Частичное затмение…» (1914).
Пригов считал, что в «разрешении проблемы границы между жизнью и искусством концептуализм является последователем традиции авангарда, возникшего с этими самыми злокозненными проблемами и вопросами в самом начале двадцатого века».
Выставка продлится до 16 ноября 2015 года
Пресс-служба Русского музея