22 декабря в масштабах онлайн-форума «ДФО 2020», которыйпроходил на цифровой платформе Synergy.Online, состоялась панельная сессия,посвященная перспективам развития туризма на Дальнем Востоке.
Представители разных дальневосточных регионов рассказали освоих туристических возможностях и планах по развитию данного направления, атакже дарили предложения для зимнего и новогоднего отдыха.
«Давно минувший Восток является уникальной территориейс точки зрения развития туризма. Он обладает восхитительной архитектурой, обрядами,традициями и кулинарией. Большое количество климатических зон Дальнего Востокаделает его природу разнородной, а ландшафт и пейзажи – очень живописными», – отметила в своем вступительном словемодератор сессии, вице-президент по инвестиционной политике и работе сгосударственными органами власти Корпорации «Синергия» Ольга Грищенко.
В этом году приняторешение о создании национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства»,одной из приоритетных задач которого является появление на территории Россиикурортов мирового уровня. Они обязаны составить конкуренцию зарубежнымдостопримечательностям. И развитие турнаправления Дальнего Востока выходитздесь на подчеркнуть что.
Если верить словам начальникаУправления государственных туристских проектов и безопасности туризмаФедерального агентства по туризму Елены Лысенковой, Давно минувший Восток являетсяплатформой для развития всех видов туризма, существующих в нашей стране: отделового и оздоровительного до культурно-познавательного, пляжного,экологического и круизного.
«Текущий год стал историческим для внутреннеготуризма. Мы вместе с отраслью и регионами многое делали впервые. Начиная сбеспрецедентной программы туристического кешбэка, которая была положительновоспринята рынком: мы видели большой интерес к росту бронирования летних изимних туров на Камчатку, что позволило многим наших гражданам увидетькрасивейший регион нашего государства, который ранее был малодоступен. Мы запустилиновые чартерные направления, например на Байкал, и вместе с туроператоромсделали больше 12 оригинальных туров», – рассказала Лысенкова.
ПредставительРостуризма отметила, что в текущем квартале виден существенный инвестиционный интереск дальневосточным регионам. В этом году впервые были дарены более 15интересных проектов, которыми заинтересовались свыше 70 инвесторов. Впервые вэтом году Ростуризм провел конкурс на грантовую поддержку региональныхтуристических предпринимательских инициатив, который позволил бизнесменам получитьсредства на развитие малых объектов инфраструктуры, гостинично-туристическихобъектов некапитального модульного строительства, развития новых маршрутов иIT-решений.
Одним из победителей такого конкурса стала предприниматель сКамчатки, руководитель агентства маркетинговых коммуникаций PROSTO МарияКачурина. Бизнес-леди более 8 лет занимается организацией массовых деловыхсобытий на Камчатке, но последние два года переориентировала свое внимание натуризм в связи с его динамичным развитием. В рамках гранта, который онаполучила от Ростуризма, предполагается создание в масштабах туристического проектаLarga Place глэмпингов на берегу Тихого океана, чтобы мещане и гости краямогли любоваться закатами и рассветами.
«Когдамы справились о данной мере помощи, то решили попробовать. И получить такойгрант реально каждому. Larga Place – это визитная карточка края. С однойстороны – океан, с другой – вулкан. Глэмпинги для нас – новый бизнес и новаяответственность. Мы привыкли работать со знанием дела и быть первыми в нашемкрае – придется потрудиться. Я уверена, мы справимся», – отметила предприниматель. Говоря в целом оразвитии туристического потенциала Камчатского края, местный министр туризмаНаталья Максименко рассказала, что сегодня задача региональных властей –полностью перезагрузить туристическую отрасль. Предполагается уйти отсезонности с помощью наполнения туристической повестки региона различнымимероприятиями, а также развития новых направлений, такие как бальнеология,гастро- и агротуризм. Кроме того, местные власти обозревают туризм как«ниточку» по привлечению человеческого капитала на полуостров.
«Мыучитываем современные тренды, потребности и запросы новых целевых аудиторий,которые появились в связи с пандемией. Несмотря на то, что считается также, чтоКамчатка превосходна только летом, она благовидна в удобное время года. На новогоднихпраздниках тоже можно активно отдохнуть – съездить к подножью вулканов, впитомники и достославные термальные очаги» – рассказала Наталья Максименко.
Другой пример для дальневосточного туризма – Амурскаяобласть. В отличие от Камчатки, Сахалина и Приморья, этот регион всегда былбольше ориентирован на въездной поток – туристов из Китая. За счет этогорегвластям удалось привлечь большое количество инвесторов. Так, например, врамках ГЧП сейчас завершается строительство автомобильного моста до КНР. Этооткроет новые туристические возможности. Также через два года будет запущенаединственная в мире канатная дорога, объединяющая две страны, – объект станет нетолько уютным средством передвижения через границу, но и дополнительнымфактором развития туризма. Тот самый инвестор будет делать лучше прилегающую кканатной дороге территорию и создавать ее быть из себя каким. Начиная с 2018 годаинтерес к региону завлекают уже и большие промышленные проекты – газовыеобъекты, космодром «Восточный», гидроэлектростанции. Как отмечает первыйзаместитель министра экономического развития и наружных связей Амурской областиЕкатерина Киреева, в этот момент стал активно развиваться внутренний туризм.
«Абсолютно, мы видим себя долею большихбрендовых маршрутов по Дальнему Востоку. Наши туроператоры, которые былизавязаны на китайский поток, переориентировались на внутренний туризм. И намудалось финансово поддержать наш бизнес не нашего прихода региональных властей – у насбыли прямые субсидии, и впервые мы запустили свои гранты на развитие. Такжеесть хорошие налоговые и имущественные преференции для бизнеса, которые мыпродлеваем на следующий год», – рассказала Екатерина Киреева.
Еще одним направлением дляразвития туризма Дальнего Востока является экологическое. И в этом вопросе нетравных Якутии, отмечают местные обитатели. 37% территории – это ООПТ, и здесьэкологический туризм является стратегически важным направлением. Также, пословам начальника Агентства развития туризма и территориального маркетингаРеспублики Саха (Якутия) Натальи Тюкавкиной, региональные власти сейчас делаютакцент не только на этот вид туризма, но и на кластерное развитие.
«В этом годунами разработаны концепции трех кластеров – это туристско-рекреационный кластер«Лена», это проект «Оймякон», где до 2025 года будет построен современный центрзимнего туризма (это самая холодная обитаемая точка), в последующем этот центрстанет драйвером развития и арктического туризма в том числе. И российскиесевера Арктики. Из трех кластеров два проекта вошли в программусоциально-экономического развития ДВ, и в ближайшем будущем мы уже начинаемработать с инвесторами», – заключила Наталья Тюкавкина.
Справочно:
Дальневосточный онлайн-форум «ДФО 2020» – это площадка для диалога и дискуссийпо самым актуальным темам, обмена знаниями и опытом в решении проблем винтерактивном формате. Форум проходил 21–22 декабря 2020 года на цифровойплатформе Synergy.Online.
На мероприятиивыступили более 50 спикеров – знатоков по мнению медиа, предпринимательства,туризма, медицины, молодежной политики, культуры и искусства. Также в рамкахмероприятия состоялся круглый стол при участии заместителя ПредседателяПравительства РФ – полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточномфедеральном округе Юрия Трутнева и губернаторов всех регионов ДФО. Организаторыфорума – Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации вДальневосточном федеральном округе, Министерство Российской Федерации по развитиюДальнего Востока и Арктики, Некоммерческая организация «Фонд развитиясоциальных инициатив» и Корпорация «Синергия».
Запись форума доступна по ссылке (для просмотра необходимарегистрация)