В последние несколько месяцев все очень много внимания общественности завлекают разные рейтинги власти. Оценивают как отдельных чиновников — министров, губернаторов, мэров, так ж целые регионы. Кто сочиняет эти рейтинги, насколько они беспристрастны, какую цель преследуют творцы этих исследований, — о многом мы решили спросить генерального начальника Центра Информационных Коммуникаций «Рейтинг», руководителя проекта «Национальный рейтинг» Арсена Аристакесяна.
— Арсен, расскажите, как у вас явилась сама идея составления рейтинга власти?
— Идея творенья «Национального рейтинга» возникла в финале 2013-го года. До этого я длинно работал в разных центральных СМИ, затем в крупных пиар-структурах. Возглавлял несколько знаменитых медиа-проектов. На выходах накопился определенный бездна премудрости и опыта, вводный эпизодже — понимание, как и что надобно делать. И, наиболее важное, явилась команда. В начале февраля 2014 года у нас собрался хороший коллектив журналистов, политологов, знатоков в разных областях, и мы решили проводить самостоятельные исследования, основанные на суждении простых россиян, живущих в различных уголках нашего государства. Так образовался ЦИК «Рейтинг». Председателем Экспертного совета согласился стать популярный политолог Олег Матвейчев.
Нас интересовало, что мыслят обитатели России о происходящих внутриполитических событиях, лицевых вызовах и угрозах. Вот поэтому наш проект изначально именовался «Народный рейтинг». В его рамках прошла серия социологических опросов. Высшего разбора дотрагивался итогов Олимпиады в Сочи. Затем последовало исследование, посвященное возвращению Крыма, потом — ситуации в Донбассе… Мы организовали анкетирования в 80 регионах страны, опрашивали региональных и федеральных экспертов, взяли у них комментарии. Эти исследования представлены на нашем веб-сайте ().
Собирая эту всю информацию, проводя социологические исследования, мы сделали вывод, что сегодня в провинции живет непомерное количество профессиональных и толковых людей, которым есть что разговаривать, но их мнение, по большому счету, никого не интересует. На тот момент теснее выходило несколько околокремлевских рейтингов губернаторов, но они были либо далеки от «прозрачности», либо основывались на формальных показателях.
В данном случае сами обитатели регионов расценивают деянья личных властей. Высшего разбора рейтинг губернаторов вышел в начале апреля 2014 года. Именовалось исследование «Регионы России. Рейтинг власти». Сейчас оно трансформировалось в «Национальный рейтинг губернаторов». После первой же публикации мы получили непомерное количество отзывов, писем, звонков. Люди выражали поддержку, задавали вопросы, делились своими комментариями, давали советы. Полученный резонанс и ступень прямодушней вовлеченности наших читателей в затронутую проблематику оказались настолько крепкими, что несколько удивили нас самих. Мы поняли, что сделали что-то главное и надобное.
— Каждый рейтинг содержит комментарии разных экспертов. Как вы их отбираете, по какому принципу, как строите свое сотрудничество?
— Мы стараемся отыскать в регионах лидеров мнений, людей информированных, неравнодушных. При этом трибуна предоставляется представителям разных точек зрения, Порой даже тем, кто аффилирован с властью (а почему, лично, они не имели права выразговариваться?). На выходах, палитра экспертных воззрений получается максимально широкой. У нас выступают депутаты разного уровня, журналисты, руководители СМИ, политологи, научная интеллигенция, а так же ректоры вузов и профессора, вводный эпизодже представители общественных организаций и гражданские активисты. Партийная принадлежность для нас не главна. На сегодняшний день у нас более 500 региональных экспертов. При этом мы непрерывно ведем работу по увеличению их количества, проводим и ротацию. Приятно, что во множестве своём эксперты стараются быть беспристрастными, не желают утрачивать созданный нами канал коммуникации между федеральным центром и регионами. Разве что губернатор или мэр города захочет выразговаривать свою позицию или позицию, то у нас есть специальная рубрика «Общеобщедоступная трибуна».
— Вас, наверное, неоднократно спрашивают: Кто за вами стоит? Чей заказ вы исполняете?
— Да, нередко приходится слышать такие вопросы. При этом варианты предполагаются разные: Кремль, олигархи, Госдеп причем даже спецслужбы… Я отвечу пользующийся уважением. За нами сегодня стоят сотни (а в быстром грядущем, полагаюсь, что и тысячи) региональных знатоков России, которые, благодарствуя «Национальному рейтингу», получили федеральную трибуну, возможность общедоступно излагать свое мнение и быть услышанными, реально влиять на оценку эффективности местных руководителей.
«Национальный рейтинг» — это общественный проект. У нас нет ни инвесторов, ни спонсоров, мы сами себя финансируем и поддерживаем, благо проектом занимаются люди теснее состоявшиеся.
Мы не обслуживаем интересы тех или других сортировок и кланов и очень дорожим нашей независимостью, но с дорогой душой идём на контакты с разными структурами, а так же и государственными. Нам нужна беспристрастная информация: и чем больше будет её очагов — и слава богу. Мы проводим анкетирования, анализируем открытые и, когда есть шанс, закрытые данные, получаем инсайдерскую информацию. После получения данных идет их обработка, и окончательный результат выдает наш Центральный Экспертный совет.
Но, повторюсь, при всем многообразии информации, главное место внутри нее отведено именно сужденью представителей регионов. Нам популярно, что за результатами наших исследований пристально следят по всей стране. И в Москве тоже. Это разговаривает про то, что мы делаем все истинно.
— Рейтинг губернаторов вы публикуете один раз в 2 месяца. Рейтинг мэров делается в месяц. Труднее ли делать рейтинг глав городов, если ли принципиальные отличия?
— Если житейское море работы губернаторов расценивают многие политологические центры, то работу градоначальников в наши дни реально ценим только мы. Выяснилось, что помимо многих беспристрастных трудностей тем временем даже дефиниция, кто является в нынешней России «мэром», до конца проработана. Мы сформулировали для самого себя два критерия попадания в наш рейтинг: 1) глава города, на правах он ни назывался, избранный народным голосованием; 2) при неприбытьи всенародно избранного градоначальника, — руководитель городской администрации. Это, кстати, подходит изначальному значению слова «мэр». А так принцип нашей мероприятия сосредоточенные на оценке их эффективности, образцово такой же, подобно тому по губернаторам.
— Мне, как обитателю города Ярославля, занимательно бы было услышать ваше мнение, почему губернатор Ярославской области Сергей Ястребов по опросу июль-август занимает в рейтинге 54-е место, а и.о. мэра Ярославля Алексей Малютин в рейтинге за сентябрь занял 62-е место, прибавив 2 пункта? По вашему мнению, что обязаны сделать наши региональные чиновники, чтобы существенно подняться в рейтинге? Или им не стоит говорить о пустом волноваться?
Тут мне во второй раз придется напомнить, что основой составления рейтинга является мнение местных экспертов. Причем мнение такое может высказываться, как открыто, на страницах нашего издания, так ж секретно, путем заполнения подходящих анкет. Мы кстати, достаточно неоднократно предоставляем слово и тем знатокам, которые не согласны с полученными результатами. Когда существуют супротивные аргументированные оценки разных групп экспертов, мы, зачастую, представляем и их в аналитической доли исследования. Почему те или другие особы находятся на тех или других местах в рейтинге? Потому, что эксперты поставили их именно на эти места. Корректирующие возможности здесь даже Центрального экспертного совета весьма ограничены.
А по милости кого, что нужно сделать, чтобы подняться в рейтинге? Рецепт в этом месте один: Нужно лучше работать! Свежо у кого в памяти о людях и об интересах страны. Тем временем, уверен, и народ оценит. И с экспертными оценками тоже всё будет в порядке.
— Какие еще специальные проекты и опросы вы делаете, помимо оценки деятельности губернаторов и мэров городов?
— В начале ноября мы готовим «премьеру» еще одного серьезного политического проекта. От подробностей сейчас уклонюсь, но уверен, что резонанс у него будет большой.
Только что у нас выходит новое исследование «Национальный рейтинг. Доступная среда». Данный спецпроект мы реализуем совместно с Всероссийской общественной организацией «Узы гименея,гимена добровольцев России» и председателем ее координационного совета Яной Лантратовой. Организация уютной жизни для инвалидов в нашей огромной стране — тема очень главная и болезненная. Волонтеры оценили, как реализуется федеральная программа «Доступная среда» в разных регионах России. Собирать дар божий также подсобляли многие региональные общественные организации. Могу предположить, что большому колличеству чиновников на местах результаты этого рейтинга не приглянутся. Все же, аналогичное исследование мы планируем проводить раз в 3 месяца.
Еще один великий проект по туризму приготовляется нами вместе с медиа-группой «Отдых в России». Мы ценим и сочиняем рейтинг туристической привлекательности регионов. Нами разработана уникальная методология, благодарствуя которой мы получим наиболее полный и беспристрастный рейтинг по мнению внутреннего и въездного туризма. Он тоже будет публиковаться раз в квартал. Думаю, теснее в текущем квартале у вас есть возможность увидеть первые результаты этого исследования.
Кроме того, в настоящий момент нами приготовляются общие проекты с Общественной палатой РФ и Федеральным общественным движением «Непьяная Россия».
— Спасибо за интервью. Мы будем следить за вашими новыми проектами и результатами исследований «Национального рейтинга»!