Вчера на заседании Общественного совета Ростуризма прошло обсуждение финального варианта туристического бренда России. Общественный совет утвердил знак, девиз которого «Россия – целый мир».
На состоявшемся заседании Общественного совета Ростуризма была утверждена структура и состав комиссий и рабочих групп Совета. Основной же темой дискуссии стала судьба туристического бренда России
Руководитель Ростуризма Олег Сафонов, поприветствовав участников совещания, подчеркнул мания величия этого вопроса. «Реализация проекта по созданию бренда России идет уже несколько лет, - отметил Олег Сафонов. - У каждой страны, которая активно развивает и продвигает туризм в мире, есть бренд. У 144 стран мира такие бренды и слоганы есть. У нас нет, но даже это серьезное упущение. Нам важно продвигать наш туризм и внутри и за рубежом».
На первом этапе было решено поработать с гражданами, и был объявлен открытый конкурс на разработку бренда страны, напомнил глава Ростуризма. Поступило более 10 тысяч предложений, были даже профессиональные работы, но в большинстве случаев это были добродетельные и легковерные варианты. Три победителя народного конкурса получили награды. «Но мы поняли, что нужно работать с специалистами, - пояснил Олег Сафонов. – Мы обратились в Ассоциацию брендинговых компаний России, и они быстро откликнулись на наше предложение. Посчитали важным участвовать в этом историческом процессе».
Сейчас работа подошла к концу. Алексей Андреев, руководитель Ассоциации, рассказал о процессе: «Рекрутировать специалистов на эту работу было ещё бы. Ведь на нас посмотрело государство в лице Ростуризма. История необычайная, мы проделали непомерную консолидированную работу. Опыта аналогичной волонтерской работы не было, мировых образцов мы не нашли. В первую очередь совместно с Ростуризмом и представителями профессиональной общественности мы создали маршрутную карту. Было понятно, что понадобятся союзники. Обратились в образовательные учреждения, в профессиональные общества, где интересуются брендингом, дизайном, репутацией территорий. Так был сформирован экспертный совет. Защитились мы и с юридической стороны, ведь это не плотский труд».
Было получено 30 взвешенных полноценных стратегий, рассказал Алексей Андреев, из них выбрали 10 финалистов. Они перешли в народное голосование, которое шло на сайте онлайн в течение 3 месяцев. Итого три финальных предложения легли на стол жюри. Глава Ассоциации брендинговых компаний России привел некоторые цифры: презентационный ролик бренда просмотрен уже более 40 тысяч раз, более 50 специалистов составили сборную России по брендингу, которая работала над проектом, более 30 статей о туристическом бренде России вышло на зарубежных ресурсах, посвященных брендингу, более 80 обзоров ему посвящено в глобальной сети интернет, с историей создания бренда профессионалы выступили на более чем 10 мероприятий, в том в Париже , Милане, Берлине, Каннах.
Концепция-победитель – это знак, созданный в манере супрематизма, и девиз «Россия – целый мир», она набрала большинство голосов жюри. «Тема супрематизма - одна из сквозных в российской культуре, и мы отыскали приборы для коммуникации, которые позволят представить страну в этом бренде,- считает Алексей Андреев. - Метафорой стала картинка, которая представляет собой карту страны. Она разбирается на детали а при этом остается узнаваемой. Эксплуатация дизайна бренда будет возможна везде и в различных формах. У герба большое количество интерфейсов. Мы веруем в будущее этого бренда. Результатами мы удовлетворены».
Сам бренд, а также его использование вызвали дискуссию участников совещания. Например, должен ли туристический бренд России быть платным или бесплатным? Заместитель руководителя Ростуризма Николай Королев, например, напомнил про использование гербов Олимпиады и Чемпионата мира по футболу – их можно было использовать только с разрешением. Глава Общественного совета Ростуризма Дмитрий Давыденко, генеральный директор НП «Центр защиты и поддержки гражданам за морями и помощи соотечественников», председатель Общероссийского общественного объединения «Всероссийское плотное размещение туристов», также заметил, что в случае, если знак будет бесплатным, есть опасность, что он появится и на некачественных туристических продуктах, поэтому использование знака, даже если он будет бесплатным, важно будет контролировать.
«Бренд рассчитан и на профессионалов, и на потребителя, из этого видно, обязан быть узнаваемым и понятным», - высказывались участники совещания, предполагая, что конструкция финального варианта может быть трудной для восприятия. Алексей Андреев, в свою очередь, заметил, что это пластичный бренд, который подойдет под любую историю и под каждого его пользователя, сможет отразить внутри себя особенности различных регионов России.
Что же касается вопроса, почему создатели бренда России не использовали традиционные символы матрешки, балалайки и прочих уже узнаваемых российских образов, Алексей Андреев рассказал, что рабочая группа изучала все возможные подходы: «Мы изучали, какая коммуникация работает на потребителя, какая нет. Например, мы предложили убавить пыл по части матрешек, гжели и так далее, так же как Франция не пытается везде использовать символ Эйфелевой башни. Мы глядели, на что и как реагирует аудитория. Пришлось преодолеть много барьеров. Среди финалистов есть и поболее традиционные варианты брендов, но наша цель бывать на чьей памяти наперед». «Сейчас нет задачи принять финальный вариант единогласно, важнее одобрение правильности курса нашей работы», - заметил Николай Королев.
По конечным итогам обсуждения участники совещания одобрили представленный туристический бренд страны. Ростуризм должен зарегистрировать знак, будет также продуман формат и правила его использования.