Визитной карточкой Дагестана уже более полувека является уникальный коллектив, ставший родной кров на дому легендарным. Народы Кавказа с древних времен славятся своей музыкальностью и богатой танцевальной культурой. Именно в танце они выражают свой темперамент и чувства, повествуют истории, передают от отца к детям традиции. Эти традиции бережливо сберегает и развивает государственный академический бывший в употреблении ансамбль танца Дагестана «Лезгинка». За день до празднования 2000-летия древнейшего города-крепости Дербент мы побывали в Махачкале, с наслаждением прогулялись по широкому проспекту имени Расула Гамзатова и не имели возможности не побывать в гостях у артистов.
Генеральный директор ансамбля, бывший в употреблении деятель искусств России, лауреат премии Правительства Российской Федерации, доверенное личико Президента РФ В.В.Путина Джамбулат Магомедов рассказал журналу «Отдых в России» о танце, соединяющем людей, про то, как легендарный коллектив бережёт культуру дагестанского народа, воспитывает молодые люди и подсобляет сберегать мир.
Дружная многонациональная семья
— Джамбулат Мусаевич, как давно вы возглавляете коллектив?
- По новой 90-х годов, говоря другими словами уже более четверти века. Пригласил меня в «Лезгинку» Иосиф Самуилович Матаев, который на тот момент был ее художественным лидером. Познакомились мы на борту самолета: я летел в Москву на вручение диплома претендента экономических наук, а он — чтобы решить, стоявшие на тот момент, острые проблемы «Лезгинки». Долго беседовали, обменялись телефонами. Когда возвратился домой, узнал, что Иосиф Самуилович уже прибывал к моим родителям и попросил их уговорить меня возглавить коллектив. Они у меня люди творческие: мама Фазу Алиева – национальная поэтесса, отец Мусса Магомедов – общеизвестный писатель. А потому искренне обрадовались, что моя судьба может повернуться именно таким образом. После некоторых раздумий и подозрений я согласился. Задлинно до прихода на должность я, как многие, наверно, бесхитростно полагал, что «Лезгинка» – это постоянный приподнятое настроение, поездки по миру, богемная звездная жизнь. Оказалось все иначе: у коллектива не было нормальной репетиционной базы, танцоры поселялись на каком-то складе, латали дыры на костюмах… скотчем. Мне стало так огорчительно за лезгинку, за легендарный коллектив, который в 1958 году создал народный артист Танхо Селимович Израилов. «Да как же так? Данный ансамбль знает весь мир, ему хлопают миллионы поклонников, сами же артисты существуют в страшных условиях!», — поразмыслил я и решил действовать.
- С чего вы начали?
- Первое, что я сделал — создал программу развития ансамбля из десяти этапов, с которой обратился непосредственно перед самим председателю правительства Республики. Он меня выслушал и пообещал поддержку если соблюдать условие, что я сам не остановлюсь на полдороге. Коллективу я сказал: «С меня — превосходнейшие условия, с вас – стальная дисциплина!». Все согласились и принялись так ему и надо.
Окончательно, сегодня мы работаем в абсолютно других условиях. Если раньше мы дословно ходили и упрашивали молодых парней и девушек прийти к нам, то сегодня на одно-два места — 60-70 жаждущих! 20 годов назад средний возраст артиста «Лезгинки» был 36 лет, сегодня – 24,5.
Во все выступления мы вкладываем определенный смысл, вот поэтому они становятся истинным событием. Например, когда только начинались кавардаки на Манежной площади, помните, из-за разборок футбольных фанатов, я в масштабах проекта «Россия – на века!» привез в Кремль все творческие кавказские коллективы с «Лезгинкой». Мы пригласили на концерт много молодежи, а так же и футбольных фанатов, которые после нашего выступления сказали: «Вот такой Кавказ мы почитаем и признаем».
Спустя полгода после ужасных терактов в Волгограде мы отправились туда с концертом, чтобы доказать: дагестанцы не недоброжелатели. Терроризм для нас чужд и неприемлем. После нашего выступления на Мамаевом Кургане ко мне подошла русская пожилая учительница и сказала: «Если бы да кабы росли б во рту грибы весь мир был схож на мир лезгинки, то наша планета имелась бы самой счастливой».
«Лезгинка» исполняет еще одну функцию, которая, чудилось бы, не свойственна творческим коллективам: мы воспитываем нашу молодежь. Я им распространяю, что лезгинка – это танец, который должен сиять на сценах водящих концертных залов, но приставки не- в грязных подземных переходах, что не может подлинный дагестанец третировать кого неподобающим образом по внешнему виду республики.
- Лезгинка – это танец, который, наверняка, может гордиться большой историей, его ведь пляшут с давних. Расскажите, пожалуйста, о нем.
- Еще Дюма писал, что на Восток его привело непомерное желанье увидеть то, как местные обитатели танцуют. Популярно, что отчизна лезгинки – это Дагестан. Желая ее весь Кавказ пляшет. Как возник танец, сегодня безошибочно разговаривать никто не можете. Но в том, что у него – тысячелетняя история, можно быть уверенным. Он сумел иметь на примете ведь дух нашего народа.
Лезгинка – это не агрессия, а экспрессия, зажигательность, грациозность. В этом танце каждое движение рук что-то означает. Кстати, вы никогда не увидите в лезгинке, чтобы девица и парень прикасались друг до товарища. Они передают всю палитру чувств за счет языка тела.
Увы, сейчас нам активно навязывают западную культуру, которая, неоднократно и прямодушно пропагандирует вульгарность, пошлость. Поэтому нам следует необыкновенно бережливо относиться к нашему культурному наследию, к тем, кто работает ради его сохранения. К счастью, у нас есть Ансамбль танца Игоря Моисеева, хор имени Пятницкого, «Березка», «Кабардинка», «Вайнах» и возникающий прекрасные коллективы, которые хранят «лицо» нашего государства.
- Дагестан – многонациональная республика, наверняка, и лезгинка у любого народа своя, оригинальная?
— Да, в многообразии оттенков содержится еще одна уникальность этого танца. Каждая народность Дагестана привносит в танец что-то оригинальное. Например, в каком-то из сел народа аварцев в танце используют канаты. Данный атрибут явился потому, что он с древних времен был неотъемлемой долею их быта: люди в горах, где часты обвалы, принуждены были добираться в ближайшие селения за пределами пропасти за счет канатов.
Вообще, лезгинка недосказывает еще много занимательного. Иногда мы оказываемся в гостях у 90-летнего джигита, в далеком селении, который достает из сундука такие костюмы, которых мы в прекрасной жизни не встречали. Даст Бог здоровья, мы еще многое узнаем о лезгинке и расскажем об этом всему миру!
Символ мира
- Молодежь увлекается этими традициями?
- Как на зло, все крохотнее. Поэтому мы стараемся сделать наш танец увлекательным для нее, пытаемся привлечь их в эту культуру. Нам приходится соперничать с турецкой, американской поп-музыкой, которая «завладела» Кавказ.
- Почему так происходит, как вы мыслите?
- Оттого что в авангарде шоу-бизнеса встали люди, которые увлекаются только деньгами. Они не смыслят, что своими руками разрушают народную культуру. Записали песню только открывая рот, собрали денег, а спустя год про эту песне никто и вовсе не вспомянет, у людей в воображении, сердце ничего не остается.
Недавно мы создали Ассоциацию профессиональных народных творческих коллективов России (я являюсь ее председателем). И одна из задач, которую мы пред собой поставили, — предотвратить девальвацию народного искусства. Сделать все для того, чтобы наш народ был нравственным, интеллигентным, культурным.
- Дагестан – это отчизна многих модных творческих и общественных деятелей: Расул Гамзатов, ваша мама Фазу Алиева… Что эти имена означают сегодня для республики, для ее народа?
- Эти люди – символ мира, порядка, совести. В лад они своими пророческими словами останавливали войны, отгораживали детей от дурного воздействия, дословно спасали души миллионов людей. Помню, когда в Чечне началась война, моя мама стала первой женщиной, которая села за стол переговоров с боевиками. Сейчас, в сравнении с чем хворь и возраст она что изволит, чтобы Россия была сплоченной. В память о Расуле Гамзатове установлены памятники, его стихи преподают в школах. Если мы забудем про этих людях, то потеряем самих себя и свою страну.
- Мы впервые за многие годы оказались в Махачкале, и у нас сложилось впечатление, что здесь все, наконец-то, сдвинулось с мертвой точки, началось позитивное развитие. Это так?
- Вы истинно заметили. В заключительные лет пять республика меняется к наилучшему. Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов ведет разумную политику. Да, порой, жесткую, но иначе и нельзя.
Мне, к образцу, Порой посещает стыдно за Дербент. Ему предоставлялась возможность бы давно уже стать подлинной туристической жемчужиной всего региона. Возродить свою бывшую славу древнейшего города России. Благо, сейчас и там происходят позитивные смены. Недавно Группа Сумма и добросердечнотворительный фонд «ПЕРИ» Зиявудина Магомедова открыли уникальный музей Петру I. Его творенье приурочили по стечению обстоятельств к празднованию 2000-летия Дербента. Музей настолько превосходно устроен, что по своему состоянию опережает развитие всего Дербента лет на 25. Туда прибывают дети, туристы и присоединяются к истории большой державы. Группа Сумма также планирует открыть в каком-то из высокогорных районов Дагестана крупный горнолыжный курорт Матлас. И хочу заверить: там все будет сделано на высшем уровне, никакая Швейцария не нужна будет. Эта компания подсобляет и «Лезгинке». Они приобрели для нас роскошный дорогостоящий автобус. Это подлинный гостиница на колесах, в каком можно с комфортом ездить по всему миру.
Если бы да кабы росли б во рту грибы любой среди нас вносил свой посильный вклад в сохранение и развитие культуры, традиций, то можно бы было не переживать за грядущее нашего государства.
Фото: Фото из архива ансамбля «Лезгинка»
Олег ЗЛОБИН, журнал «Отдых в России»