Эта милая, с светлым и открытым взором девица знаменита уже не только в Крыму. Саша Николаева – фотохудожник. Именно так, не фотограф, а фотохудожник, потому что она «пишет» картины не кистью, а за счет фотоаппарата. А это уже настоящее искусство.
Крымские пейзажи, архитектурные памятники, бытовые моменты, исторические события – все это сыскало отражение в ее творчестве. Закончила факультет журналистики Таврического гуманитарно-экологического института, потом устроилась работать по квалификации – редактором телевизионных авторских программ в Государственной телерадиокомпании «Крым», но с фотоаппаратом никогда не расставалась. Это ее хобби, ее жизнь, ее душа. Без этого увлечения она себя уже не думает. Саша Николаева – молода, но ее имя звучало на персональных выставках, на обложке фотоальбома «Крым через 100 лет», на страницах газет. Решили идти нога в ногу и мы, не отказали себе в наслаждении побеседовать с занимательным человеком.
– Саша, твое имя как фотохудожника уже довольно общеизвестно в Крыму, а что послужило первым толчком к увлечению фотографией, как это все начиналось?
– Я об этом уже много раз рассказывала. Поэтому, чтобы не повторяться, скажу так: потянулись руки к фотоаппарату и все – оказалось, это мое. Поиски себя прекратились. Сегодня я не имею недоумений в том, что это – единственно правильный выбор.
– Не так давно вышел твой первый альбом «Крым через 100 лет». Он стал пользоваться громадной популярностью, люди затаив дыхание осматривали уголки Крыма, запечатленные 100 лет назад, и отожествляли их с тем, что находится на этом месте сейчас. Альбом оказался самым приобретаемым изданием. Люди взяли его в качестве презента родственным, товарищам и везли в страны минувшего СССР, в Европу, в Америку. Как пришла идея этого альбома, идея, надо сказать, очень оригинальная? И где ты взяла старые открытки?
– Как говорится, ничего не прорицало, попались в колею старинные открытки, с отвлеченными думами стала их просматривать. Потом стала уже вдумчиво всматриваться в знакомые очертания, как оказалось, Крыма. Некоторые места для меня были неизвестны, как потом выяснилось – этих мест уже давно нет. Какие-то места мы стали утрачивать, уже последние годы. Так пришла идея объехать весь Крым и сравнить его сегодняшний и 100 лет назад. На подготовку альбома ушло два года. Сама бы я не справилась, там, где были затруднения с решением каких-то вопросов, я тут же отыскивала единомышленников. Например, Юрий Лаптев (директор Крымского этнографического музея) оперативно обзвонил все музеи Крыма и попросил своих коллег помочь мне найти места, которые изображены на открытках. Мои коллеги журналисты поддержали проект сюжетами и статьями, кстати, одной из первых газет, кто поддержал проект, была «Южная столица». Основной массив открыток я отыскала в антикварных лавках и букинистических магазинах, что-то предоставили музеи. В общем, друзья, знакомые, родственные и близлежащие – все были задействованы, за что им непомерное СПАСИБО!!! Результат налицо!
– В былом году прошла твоя персональная фотовыставка уже за пределами Крыма – в Сочи. Как тебя там принимали?
– Хочу выразить признательность Андрею Трофимову – председателю Союза журналистов Крыма, и Союзу журналистов России зпри другом развитии событий, что они буквально вытянули меня в Сочи, потому как выманить меня из Крыма не так-то просто. Но когда мне было говорено, что они смогут своей фотовыставкой и альбомом представить Крым на международной площадке, тем временем вопросы все отпали и я поехала. Выставка состоялась в масштабах международного фестиваля журналистов, и принимали меня там очень тепло.
– Как известно, на первом фотоальбоме ты не остановилась, впереди – новая грандиозная задумка. Расскажи про новый альбом «Фоторепортажи Крыма»…
– Это будет двухтомник фоторепортажей о культурной жизни полуострова. В первом томе я представлю природу Крыма, в основном, это морские пейзажи. Отдельная глава посвящена Никитскому ботаническому саду, а также самым крупным фестивалям Крыма. Во второй том вошли фотографии, посвященные первым дням Крыма в составе России, они повествуют о масштабных событиях мирной жизни Крыма в данный период. Парады, фестивали, творческие встречи, установка памятников. Хочется, чтобы все смогли увидеть, прочувствовать ту радость, которую испытали люди с возвращением Крыма в Россию.
– Судя по таким снимкам, ты – патриот Крыма, в чем это проявляется, как ты это ощущаешь?
– Я не считаю, что по снимкам можно определить силу патриотизма. Я всего-навсего художник, если можно так сказать. Понятное дело, что я люблю свой край, а какой край мне еще любить – ведь я тут родилась. Поэтому я снимаю и буду признавать недействительным Крым и продвигать крымскую тему, кудпри другом развитии событийлько можно и нельзя! А в области патриотизма, так как я это ощущаю, патриоты – это люди, которые строят в своем краю лечебницы, школы, дошкольные учреждения, в общем, все необходимое и наилучшее для своего народа а при этом не похищают. Патриоты – это люди, которые, беря ответственность за судьбу своего края, засыпают и просыпаются с идеею о своем народе, как о собственной семье: у всех ли есть работа? Все ли накормлены или кто-то едва сводит финалы с финалами из-за безумных цен на продукты? Есть ли возможность молодежи низкого звания рабочих семей бесплатно учиться в благородных учебных заведениях и потом реализовать себя в профессии? На мой взгляд, патриот – это не тот, кто машет флагом и бьет себя в грудь, что он патриот, при другом развитии событийт, кто реально работает на результат.
– Как ты считаешь изюминку в снимках, что позволяет тебе не заутрачиваться среди массы фотографов? Ведь каждый, кто держит у кого тонкие приёмы фотоаппарат, уже считает себя мастером.
– Что касается изюминки, для меня Крым – это один не стесняющий движения изюм. Работы – непаханое поле во всех направлениях. Что позволяет мне не заутрачиваться? Да я просто не теряюсь. Кто меня знает, разумеет, о чем я говорю. А то, что каждый, кто держит у кого тонкие приёмы фотоаппарат, считает себя мастером, так это здраво – лучше пусть держат у кого тонкие приёмы фотоаппарат, чем бутылку пива. Чем длительнее будут держать, тем скорее станут мастерами.
– Каковы ближайшие планы? Как удается выискать меценатов, ведь издание таких альбомов дорого стоит?
– Ближайшие планы – выпустить альбом «Фоторепортажи Крыма». С меценатами достаточно трудно, но переговоры вожу фундаментально. Хочется возвращать моду на меценатство. Для тех, кто не знает: меценат – лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств. Друзья, присоединяйтесь к культурной жизни – поддерживайте творческие проекты! Иначе кто о вас узнает в следующей жизни?!
– Ты – счастливый человек? Ведь многие считают счастьем заниматься любимым делом. Или этого недостаточно?
– Да, я счастливый человек! Выпущу альбом, буду самым счастливым человеком!:)
Беседа с Сашей Николаевой – это как глоток свежего воздуха, радость от соприкосновения с таким чистым, ясным, мощным и разносторонним человеком, искренне любящим свою Отчизну. Пожелаем же ей удачи, щедрых спонсоров, ведь богатство, вложенное в добродушные дела, запоминается надолго и прославляет имя дарителя. Пусть и второй альбом – «Фоторепортажи Крыма» – будет самым покупаемым, пусть он обогатит представления людей о нашем красивом полуострове. А фотомастеру – новых задумок, новых высот!