Посещаемость Национального туристического портала, на создание которого Ростуризм истратил почти 300 млн рублей, составляет менее 500 человек в сутки
На прошлей неделе на коллегии Министерства культуры РФ, заседавшей в Галерее искусств Зураба Церетели, обсуждали созданный на бюджетные средства интернет-портал . Прямая трансляция заседания велась на сайте Министерства культуры.
Докладывал министру Владимиру Мединскому о том, как идет работа по наполнению Национального туристического портала, лично глава Ростуризма Олег Сафонов:
– Основой турпортала являются объекты туризма, всего добавлено 16 тысяч объектов, в текущем квартале их количество должно увеличиться до 18 тысяч, – рассказал руководитель ведомства.
Наполнение сайта осуществляется, если верить словам Сафонова, с участием всех субъектов РФ. На сегодняшний день регионы-лидеры по предоставлению контента: Республика Крым, Краснодарский край, Пермский край, Алтайский край, Красноярский край. Эта работа держится на контроле, как твердит Сафонов, ни мало ни много, в Администрации Президента РФ.
Глава Ростуризма рассказал также о планах организаторов портала: перевод 2 тысяч информационных материалов на зарубежные языки, продвижение портала совместно с российским МИДом и китайскими партнерами – интернет-сервисами «Али-бей», «Вейбо» и «ВиЧат». На сайте должны явиться турмаршруты (их сейчас нет), авторские материалы, репортажи, интервью, наброски, сервисы по продаже турпутевок и страховок. Прошли переговоры, если верить словам Сафонова, с представителями поисковых систем Яндекса и Рамблера. Вот только результат их не был озвучен. Ну и как Ростуризм планирует продвигать портал среди китайской аудитории, если даже на английский язык его не должны перевести, тоже не было сказано.
Коллегия Минкультуры РФ прошла в Галерее искусств Зураба Церетели
Слушая безрогая корова хоть шишкою да боднет радужные планы, Владимир Мединский не утерпел и спросил своего подчиненного:
– А какой план по посещаемости портала вы себе ставите?
– 20 тысяч уникальных посетителей в 2017 году, – после паузы ответил Олег Сафонов.
– Когда безошибочно, говорите, пожалуйста, под протокол, – настаивал Владимир Мединский.
– К середине 2017 года, – пообещал глава Ростуризма.
Вопросы главному туристскому чиновнику начали задавать и те члены коллегии.
– Какие у вас самые тяжелые вопросы в работе над Нацтурпорталом?
– Самый тяжелый для нас вопрос – это перевод текстов на зарубежные языки. Задача непростая, перевод обязан быть сделан качественно, на литературном языке, чтобы его разумели носители языка…
– Когда будет сделан перевод? – снова задал уточняющий вопрос Владимир Мединский.
– До декабря 2016 года переведем на английский язык, – заверил собравшихся Олег Сафонов (всего же планируется перевод портала на 7 зарубежных языков). На Дальнем Востоке есть материалы на японском языке, мы у них возьмем.
– Мы это зафиксируем в протоколе, – говорил министр культуры. – И откройте статистику посещений на сайте, что на барже умалчиваете?
Как оказалось, на портале нет открытой статистики, в отличие, к образцу, от портала культурного наследия России – Культура.рф. По достоверным сведениям сервиса PR-CY, посещаемость Нацтурпортала пока всего… 432 посетителя в сутки. Если сопоставлять его с таким же порталом Культура.рф, то на него заходит в наша эпоха более 15 тыс. человек, а статистика фиксирует 40 тысяч просмотров.
Владимир Мединский на коллегии Минкультуры РФ
По чем Нацтурпортал для народа?
Между тем, многие бы желали узнать, во сколько же обходится госбюджету создание и поддержка главного турпортала страны? Сколько уже освоено денег поставщиками, и сколько еще будет истрачено на доработку портала?
Напомним, в начале ноября 2013 года компания ЗАО «Ай-Теко» выиграла тендер и заключила госконтракт на разработку АИС «Туризм» на сумму 221 млн. руб. По этому договору исполнитель должен был, как говорено в техзадании, «выполнить мероприятия сосредоточенные на созданию, обеспечению функционирования и развитию автоматизированной информационной системы комплексной помощи развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации в масштабах реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018гг.)» (АИС «Туризм»)». Все работы взяли на себя обязательства быть выполнены не позже 25 декабря 2015 года.
АИС «Туризм» обязана включать в себя несколько подсистем, в том числе Национальный турпортал. «За счет Национального туристического портала у населения Российской Федерации и зарубежных граждан появится возможность не только получить актуальную информацию о наиболее благовидных и занимательных территориях страны, но также распланировать маршрут, забронировать билеты и места проживания. Подсистема позволит открыть туристическую Россию широкому кругу потенциальных туристов и сделать туристическую отрасль более означаемой для экономики страны. Для привлечения иностранных туристов может статься реализовано предоставление информации на зарубежных языках, что обеспечит доступность данных, требуемых для выбора маршрута, и повысит узнаваемость достопримечательностей, расположенных на территории России», – также говорится в техническом задании к госконтракту.
Согласно данного госконтракта, до финала 2015 года взяли на себя обязательства быть закончены все работы, в том числе «Обеспечение функционирования на русском и зарубежных языках (английский, немецкий, французский, испанский, китайский, японский и арабский) информационно сервисного мультимедийного централизованного Интернет-ресурса – Национального туристического портала». Между тем близится к завершению 2016 год, а материалы турпортала на зарубежные языки все еще не переведены.
Национальный турпортал взял на себя обязательства стать «информационной витриной» АИС «Туризм», отображая всю информацию, собранную в ее подсистемах. Но сегодня любой зашедший на сайт Russia.travel увидит там лишь новинки, присылаемые из регионов, и описание туробъектов, о которых сказал глава Ростуризма.
На это обратили внимание и аудиторы Счетной палаты РФ, проверявшие Федеральное агентство по туризму в этом году. В своем отчете, опубликованном на сайте ведомства 28 июня, они указали на нелогичность и непоследовательность действий руководства туристического ведомства.
Глава Ростуризма Олег Сафонов пожаловался на трудности перевода
В частности, «проверка показала, что при передаче Ростуризму в 2012 г. полномочий госзаказчика – координатора ФЦП «Развитие туризма», агентство отказалось принять разработанную Минспорттуризмом на протяжении исполнения им полномочий госзаказчика указанной ФЦП автоматизированную информационную систему «Туризм», заключив в 2013 году новый контракт на создание подобной системы комплексной помощи развития въездного и внутреннего туризма на сумму более 221 млн. рублей.
Однако, согласно результатам проверки, принятая и плаченная Ростуризмом информационная система в полном объеме в наша эпоха все еще не эксплуатируется. Более того, в 2014-2015 годах Ростуризмом с помощью средств бюджета в нарушение условий государственного договора были уплачены исполнительные листы Арбитражного суда в запас разработчика системы, созданной Минспорттуризма, на сумму 145 млн. рублей», – говорится в отчете. То бишь от интернет-наследия предыдущего руководства Ростуризма теперешние руководители агентства открестилось, и истраченные 145 млн, получается, вылетели в трубу.
Превосходно разумея, что мероприятия сосредоточенные на созданию нового турпортала до финала не выполнены, в текущем квартале Ростуризм решил провести новый тендер, уже на доработку АИС «Туризм»! В начале мая все та же компания «Ай-Теко» выиграла и данный аукцион, и 16 июня с этой структурой заключили новый госконтракт, уже на сумму 51,1 млн. руб. – «на выполнение работ по развитию автоматизированной информационной системы . Поскольку мероприятия сосредоточенные на созданию АИС «Туризм» взяли на себя обязательства завершиться 25 декабря 2015 года, а на поверку стране дарили пока только Нацтурпортал, то быть может, на его создание и идут все выделяемые средства. Иных «подсистем» загадочной автоматизированной информационной системы, кроме интернет-сайта, нам пока не продемонстрировали.
Вы будете крайне удивлены, но месяцем ранее та же компания выиграла и 4 мая заключила контракт с Ростуризмом на 15,3 млн. руб., которые обязаны быть истрачены на «актуализацию» проекта.
Именно за эти – дополнительные – деньги, быть может, и будут опубликованы 2 тысячи новых информационных материалов на портале (о чем сказал на коллегии Олег Сафонов), а также сделан перевод статей на английский язык.
В итоге затраты на создание туристического сайта составили уже почти 300 млн рублей! При сегодняшней посещаемости портала менее 500 человек в сутки. Вот это эффективность истраченных денег!
Все же, не глядя на то, что регионы делают свою работу по наполнению интернет-ресурса бесплатно, финала новым финансовым вливаниям Ростуризма в последующую «доработку» и «актуализацию» своего интернет-детища пока еще не видно.