Сейчас гостиничный рынок Сочи – второй по значимости после Москвы, но доходность на нем не высока. Это крепко связано с кратким туристическим сезоном, а также рядом других причин. Для их комплексного решения городу надобна единичная компания по управлению курортом, считает руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма консалтинговой компании Cushman&Wakefild Марина Смирнова.
На ежегодной конференции Hospitality Industry Forum 2015 Moscow, организованной компанией Meeting Point и прошедшей в отеле Holiday Inn в Москве, Марина Смирнова досконально рассказала о нынешних проблемах постолимпийского Сочи.
Благодаря Олимпиаде, желаю удачи прошедшей в 2014 году, Россия получила курорт международного уровня с современными гостиницами и спортивными объектами. В 2013 году Россия благодарствуя Сочи, даже входила в Топ-5 стран Европы по темпу строительства гостиниц, вместе с такими руководителями отрасли, как Турция и Великобритания. Сейчас, по заявлениям специалистов, качественный номерной фонд Сочи превышает подобный по качеству номерной фонд Москвы и сочиняет более 15 тысяч номеров (вместе с апартаментами, построенными к Олимпиаде). По достоверным сведениям Cushman&Wakefild в Сочи работает 225 качественных гостиниц. (По достоверным сведениям Министерства курортов и туризма Краснодарского края в Сочи имеется 1,4 тысяч классифицированных средств размещения. Но эксперты Cushman&Wakefild но далеко не все из них считают «качественными» — прим.ред.) На протяжении Олимпиады их загрузка сочиняла 70%. Ведь в эпоху спортивного события город посетили около 300 тысяч туристов. Однако во 2-м квартале 2014 года на гостиничном базаре наступил резкий провал, в начале апреля средняя загрузка была крохотнее 10%. Ситуация приблизилась к катастрофической. Ведь вмести с этим на сочинский туристический рынок вышли такие гостиничные великаны как «Азимут», Residor, Radisson и др. , и поболее 6 тысяч новых номеров явились только в Имеретинской низменности, даже не говоря про отели горного кластера. Единовременно заполнить этот весь объем было трудно. В третьем квартале 2014 года заполняемость гостиниц пляжного кластера веско улучшилась, но с помощью резкого снижения средней цены до 1500 – 2000 рублей. На выходах прибыльность гостиниц снизилась. В первом квартале 2015 года поднялась заполняемость отелей горного кластера до 60%, но доходность осталось невысокой.
Основная проблема курорта Сочи – сезонность. три месяца – высокий сезон на пляже, и три месяца – высокий сезон в горах. Как работать в невысокий сезон? На взгляд Марины Смирновой, нужно доводить до совершенства MICE-сегмент, расширять событийный ряд и отыскивать новые возможности для привлечения внутреннего спроса. Что до MICE-сегмента, то Сочи уже в 2014 году стал российским руководителем по привлечению конгрессов и деловых встреч. Так, до 2014 года средний размер группы деловых путешественников составлял 150 человек, с 2014 года – 300 человек. Сейчас есть тенденция к приему конгрессов до 500 человек. А по потенциалу внутреннего спроса анализ опыта закордонных курортов показал, что нужно отыскивать группы людей, которые могли бы на курорте длинно жить, пользуясь умеренным климатом и целебными факторами. К этим группам относятся дети, старики и люди, нуждающиеся в лечении. В мире на курортах развивается геронтологическое направление, у нас же его нет, оттого что не развито социальное страхование. Для привлечения молодежи, нужно работать с университетами и учебными заведениями, организовывать обучение на курорте.
Однако ведь даже в высокий сезон Сочи, как полноценному курорту, многого не совсем хватает. Во-первых, при наличии качественного размещения, в Сочи отсутствует инфраструктура увеселений и отдыха. Говоря другими словами крохотно объектов показа, прокатов, кафе, точек торговли и других увеселений на набережной. Сравнительно с чем 60-65% загрузку отелей в Имеретинской низменности в начале июня, набережная пуста. Есть, окончательно, Олимпийский парк, который за полгода посетили 540 тысяч человек, но даже это много, но одного такого объекта не довольно. Во-вторых, пляжные зоны Сочи ограничены, ну и купание в море ограничено природно-климатическими факторами. Для решения этой проблемы нужно строить бассейны и аквапарки с морской водой.
В текущем квартале вокруг Сочи и прочих морских курортов России растет ажиотаж из-за ряда экономических и политических факторов. На российские курорты привлекли внимание крупные международные туроператоры, но останутся ли они на этом рынке? «Самая великая борьба будет через год, — прогнозирует Марина Смирнова. – 1500-2000 рублей сейчас предлагает за номер оператор «Библио-Глобус». Благодаря тому что цена такая невысокая в сезон, что же будет в межсезонье? Подведут отели итоги года и задумаются, имеет ли смысл работать с туроператорами? Да и сами туроператоры тоже, возможно, откажутся. Они ведь вошли на этот рынок методом проб и мелких ошибок». Сейчас «Библио-Глобус» — главный игрок на сочинском базаре и почти единственный. Операторы TUI и Coral Travel уже отошли.
Для комплексного развития Сочи нужна единичная компания по управлению курортом. Разрозненная маркетинговая политика различных курортных зон не способствует развитию. «Деянья раскоординированы, каждая пляжная зона тащит одеяло на себя, - разговаривает эксперт. – Из них только сообща можно построить аквапарк, прогулочную зону и те объекты совместного доступа. В горном кластере эти же проблемы: разрозненная маркетинговая политика по ски-пассам, отказ от сотрудничества с пляжной зоной».
«Итого люди, приезжающие быть не у дел в Сочи, не получают удовлетворения – они больше не приедут», - считает эксперт.