Известная тема для обсуждения последние несколько лет – российский бум внутреннего туризма. Эксперты прогнозируют рост внутреннего турпотока по конечным итогам 2015 года – от 30 до 60%. В перспективе снижения выездного туризма на 35-40% крупные туроператоры немедленно переориентируются на внутренний турпродукт. Но эксперты турбизнеса отмечают, что у внутреннего туризма есть трудноразрешимые задачи, и вот поэтому полное переключение с закордонного турпродукта на внутренний не произойдет, а снижение выездного туризма не будет приводить к резкому увеличению внутреннего.
В Сочи прошедший зимний сезон и стартовавший летний сезон показывают высокие результаты. Директор по территориальному развитию курорта «Роза Хутор» (Сочи) Константин Гаранин отмечает: «Много клиентов более экстра класса, кто предпочитал помпезный отдых за бугром по тем или иным причинам стали невыездными. Либо это официально воспрещено ряду сотрудников государственных структур, либо не рекомендовано – сотрудникам разных госкорпораций. Поэтому для нас здесь все сложилось как нельзя отборнее». Но что могут предложить иные российские курорты строгому путешественнику, побывавшему на иностранном отдыхе?
В чем российские курорты, российские направления могут построить на основе конкуренцию Западу, благодаря тому что сказать и о городском туризме, и о морском? Могут ли заменить курорты Краснодарского края нашим соотечественникам отдых в Турции? Что они в состоянии предложить бюджетному туристу?
«В целом на внутреннем туристическом базаре ситуация печальная, считает Константин Гаранин. – Я работаю со многими дистинациями. И благодаря тому что «Роза Хутор» ощущает себя очень превосходно в силу того, что у нас прелестная инфраструктура, то в целом сочинский и крымский рынки не такие. У нас стране очень плохая инфраструктура. Те люди, которые сейчас переключаются с международных поездок на российский рынок, как обычно не отыщут ту инфраструктуру, к которой привыкли. Понятие «инфраструктура» включает не столько хорошие гостиницы (они в принципе в Сочи есть), но тот факт, чем турист на курорте будет заниматься, культурный досуг и пр.. Туристу нужна возможность скитаться по свету, а некуда: связанность территорий невысокая. Это проблема по всей России. Поэтому на сегодня мы получаем «великого» путешественника, которому некуда поехать».
Эксперт полагает, что российские курорты можем лишь частично заменить для таких людей иностранные поездки. А вот для того, чтобы страна реально могла победить в конкурентной борьбы надобно очень быстро, за год, сделать принципиальный инфраструктурный скачок. Причем не столько физической, ведь и виртуальной инфраструктуры.
Вместе с тем, тот отечественный рынок, который и раньше был внутренним, в области Константина Гаранина, в текущем квартале будет оказываться одинаковым. Ведь люди сейчас опасаются остаться без работы, и они будут крохотнее проводить медли в туристических поездках. Есть ощущение, что текущий год будет другого склада однозначный, как пророчит Ростуризм.
«Есть несколько проблем, — говорит эксперт. – Я постараюсь кратко обрисовать блоки и призываю всех об этом удержать в памяти. Я разговаривал, что у нас очень плохая инфраструктура, у нас нет ничего практически с туристической стороны медали. Маршруты типа «Золотого кольца» — это помирающее минувшее. Суздаль показывает смещение в худшую сторону туристического потока последний год. Мы работаем с Ярославлем, Тверью. Нет у нас туризма внутреннего, в какую бы сторону поехать хорошо. Все, что у нас превосходное есть – есть то, что наш турист не может потреблять. Например, есть у нас примечательный город Торжок с мистическими точками для фотосъемок. Там примечательная архитектура, реки, природа, пейзажи и т.д. Однако на сегодня Торжок – это не очень большой туристический поток. Там прытко построить ничего нельзя. Мы год с ними работаем. Там нет гостиниц, там нечего нет! Зато там есть «пожарские» котлеты, которые были там изобретены, и до сих пор там есть 10-15 точек, которые делают эти котлеты. Там для путешественников что-то построить прытко неисполнимо. Но когда я повествую про руинированные церкви Торжка итальянцам и французам, они говорят: те же яйца здраво, у нас по всей Италии и Франции мы ездим по разрушенным церквям и фотографируем их!
У нас нет культуры потребления того турпродукта, который в России есть. Стоящий у власти маркетинговый ход, который обязана сделать туристическая отрасль – это перестать продавать тот продукт, которого у нас нет. У нас нет моря! Приезжайте в Сочи и посмотрите, какие там пляжи: нет серфинга, нет кайтинга, там ничего нет. У нас есть северные моря, но там нет туристической инфраструктуры, как, например, в Норвегии. Поэтому нам нужно быть креативными и выучиться продавать то, что у нас есть. У нас есть горы! Но, вот, потребления горной культуры у нас нет. Советская система горного туризма, альпинизма и скалолазания была разрушена, и до сих пор не восстановлена. А ведь в горах нам предоставляется возможность творить скандинавскую ходьбу, горную фотографию, йогу и много другое! Нам следует стать креативными и творить то, куда мы сегодня можем притащить людей: на трекинг, на кайтинг, на скайраннинг и тому подобное – с этой целью не нужна инфраструктура. Но нужно иное — образование путешественника. Туриста нужно научить употреблять тот продукт, который на самом деле у нас есть. Маркетинг нужно направить на это.
Зимой на Красной поляне проблем с загрузкой не было. Fore ut весна, лето, осень – кто к нам приедет? Люди спрашивают: а что делать в горах в этот период? Ну, там, на подъемниках покататься, пофотографироваться, порадоваться, это понятно. А кто ездил в горы надолго в этот период? Минимум людей знает, что можно месяц делать в горах.
А кто из менеджеров турбизнеса понимает, зачем ехать в Торжок? Кто разумеет индивидуальности религиозного туризма? Особенности «Золотого кольца»? Ведь третий город «Золотого кольца» – отныне скучно. Там нет только в профиль – одно и то же. Прно даже этом турбизнес еще обязан соперничать с поездками на дачу, посиделками в глобальной сети интернет!
В наши дни наиболее важное – это выдумывать, как использовать то, что у нас есть, и обучать людей.
Сегодня у турбизнеса примечательное время – «окно возможностей». Ведь реально в России нет никакого туризма. Все они турфирмы, которые сегодня выйдут за границы «давай возить людей в пансионаты», могут стать руководителями сегментов. В России нет, например, школы скандинавской ходьбы. А это реальный сегмент, который можно доводить до совершенства, подобно тому йогу, и фитнес. Это реальный сегмент, где можно вырасти. Таких сегментов в России – много. Начиная с повального увлечения горным велосипедом. И у нас нет тех, кто бы этим занимался.
У турбизнеса есть шанс захвата нишевых базаров, и окно такой возможности будет продолжаться не длинно – 3-4 года. Потом эти сегменты заполнятся. Вот как раньше здесь присутствовали байдарочные походы, был очень активный туризм. Сейчас это можно возродить, и заменить Норвегию, Турцию. И это реальное окно возможностей. У нас есть Домбай, Кавказ, Крым, Карелия, Вологодская область».