Каменный мост в Калуге, пожалуй, главная достопримечательность Калуги. Почему? Потому что, как говорят доверчивым туристам, это единственный в России акведук такого размера. И все верят. Но остановитесь и подумайте: слово «акведук» имеет корень «аква», а значит, по нему должна течь вода. По Каменному мосту ничего, кроме транспорта, не течет. Даже речка Березуйка (или Березуевка, здесь названия стандартно расходятся), которая текла в овраге, давно пересохла.
А между тем подобный мост есть только на Кругобайкальской железной дороге, которая известна сложностью конструкций. По своему назначению Каменный мост относится к виадукам - то есть он перекинут с одной части оврага на другую, таким образом соединяя части города.
Необходимость построить такую сложную, но, безусловно, красивую конструкцию через речку объяснялась еще и тем фактом, что овраг разрезал город надвое. Построенный в 1777 году Каменный мост приспособили под гужевой транспорт, и по нему пустили упряжки. На строительство ушло 1,5 миллиона тонн кирпича.
Шли годы, и постепенно деревянный настил пришел в негодность. Его заменили в 1910 году армированным железобетонным. Даже несмотря на то, что он был рассчитан на другие нагрузки, мост продолжал служить городу. А нагрузки увеличивались: постепенно на улицах Калуги замелькали автомобили, и их дороги тоже шли по мосту. В 1975 году Каменный мост признали ветхим, нужна была реставрация. Но деньги появились позже, когда 10 апреля 2009 года мост частично обрушился. При осмотре выяснилось, что фундамент очень сильно изношен. В настоящее время Каменный мост отреставрировали, а первой на полотно ступила упряжка лошадей.